Елена Терёшина
Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы.
Выбор темы был обусловлен тем, что с введением ФГОС ДО встал вопрос об изменении содержания дошкольного образования. Перед педагогами встала одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей.
Публикация «Развитие поисковой активности, стремление к новизне у детей старшего дошкольного возраста через технологию ТРИЗ из опыта» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т. п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление.
Теоретическое обоснование опыта
Теория ТРИЗ возникла в конце 40-х годов, Генрих СауловичАльтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа». Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.
Цель работы: сформировать систему работы по активизации творческого мышления, применяя методы и приемы ТРИЗ, помочь детям овладеть современной методикой ТРИЗ для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
На основе поставленной цели сформулированы задачи работы:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе;
2. Сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;
3. Развить творческие способности, умение нестандартно мыслить;
4. Воспитать речевую и познавательную активность детей.
5. Разработать практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей.
Работа по теме была организована в трех направлениях со всеми
участниками образовательных отношений: воспитанниками, родителями, педагогами.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
На начальном этапе работы изучила методическую литературу по проблеме, разработала план, конспекты занятий.
2. Практический этап
Технология ТРИЗ использовалась мною в разных видах деятельности: в организованной деятельности, в играх и индивидуальной работе. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть : интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
«Мы все здесь умные!» - Этот девиз способствует развитию познавательного интерес.
Технология опыта.
Как и где использовать ТРИЗ :
в воспитании у детей качеств творческой личности;
в коррекции правильного звукопроизношения;
в формировании словаря;
в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;
в развитии элементарных математических представлений;
в развитии конструктивной деятельности.
в организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию также применяю технологию ТРИЗ,через различные варианты игр :
Игра в кляксы.
(Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже).
Психорисование.
(Детям дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек. водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное). И другие.
Во время проведения организованной образовательной деятельности, режимных моментов, в свободной деятельности, задаю детям проблемно-поисковые, творческие задания и вопросы, которые направлены на развитие мыслительных процессов (сравнение, обобщение, синтез, анализ). Наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия, желание подумать: докажи, сравни, сочини, придумай, чем отличается? В чем причина? Как сделать по-другому?
Учу детей изобретать. Например, сообщаю им, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? Дети предложили построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.
Важную роль в активизации творческого мышления играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии ТРИЗ. Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке «Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?
(Ответы детей :Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла; Закрыть трубу ветками; Спрятать дрова.)
Так же учу детей находить выход из любой сложной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.
Например:
- Через несколько секунд у нас в группе начинается пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?
(Ответы детей : Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума; Накрыть огонь одеялом; Затоптать ногами;Засыпать землей из цветов).
- Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?
(Сидел бы тихо; Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл; Сказал бы, что мама отдыхает).
Одним из интересных методов используемых мною дляразвития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ.
Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу мы с детьми называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира, со свойствами воды, на занятиях по математике- с геометрическими фигурами.
Чтобы придумать что-то новое, детям необходим какой-то толчок, идея. Для этого я использую метод фокальных объектов- метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии).
Дети с большим интересом рассматривали и изучали объекты, придумывали волшебные предметы, подарки из сказочной страны, составляли портреты елочки, весенних месяцев, создавали образы фантастических животных. Большой интерес у меня вызвала книга И,С Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Именно она помогла мне вразработке многих занятий по поТриз.
Фантазии детей нет предела, наша задача направить ее в нужное русло, раскрывая свойства объектов как можно полнее…
Вместе с детьми мы реализовали фантастическое содержание объектов в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации…
Очень важно в данном направлении работы с детьми открытие перед ними «тайны двойного» во всем: в каждом предмете, веществе, событии, явлении, факте. Это очень хорошо реализуется в таких играх, как: «Хорошо- плохо», «Один – много», «Полезно- вредно», «Скажи наоборот», «Зато…». Начало мысли, начало интеллекта я вижу там, где начинается противоречие.
Огромный прогресс в активизации творческого мышления,познавательном развитии детей я отметила в играх на системный анализ. Чем связаны дерево и стол? Что общего у ручейка и птички? Чем похожи мама и солнышко?
На прогулках я постоянно использую методы фантазирования: оживление, увеличение- уменьшение. Наблюдаем за «живыми облаками» : куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем нам расскажут, что нам покажут. Оживляем ветер: кто его мама? Кто друзья? О чем ветер спорит с солнцем?
Очень продуктивен метод эмпатии- дети представляют себя на месте наблюдаемого. Давай превратимся в этого воробушка: «Что ты чувствуешь?», «Кого боишься?», «О чем мечтаешь?»
На прогулках мы придумываем загадки, рисуем палочками на земле, часто берем с собой увеличительные стекла, разноцветные очки, зимой часто рассматривали мир через прозрачные льдинки.
Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает детям видеть тайны изменений, превращений.
В результате дети делают самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не даютразвиться психологической инерции.
Каждое утро мы играли в игу Данетка. Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа.
У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).
Применяли игру Мозговой штурм.
Для развития творческого и интеллектуального потенциала детей в группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда:
- Картотека игр по ТРИЗ- технологии
- Разработаны дидактические игры ТРИЗ-технологии :
«Дразнилка»,«Дидактический мяч», «Волшебная дорожка»
Карта схема «Как устроен мир»,игра, «Да-Нет-ка» пособие- «Гномики _признаки».
Разработаны конспекты образовательной деятельности для детей дошкольного возраста : «Встреча с Тремя королевами» «Животный мир Крайнего Севера»Блок занятий по Триз «Противоречия».
Работа с родителями явилась важным звеном в реализации поставленных целей. Были разработаны практические рекомендации по использованию приемов ТРИЗ для родителей : «Игры ТРИЗ в детском саду и дома»
- С целью повышения компетентности родителей в данном вопросе познакомила их с технологией ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «ТРИЗ в детском саду и дома»; «Творчество во всём!»
- Разработала информационный листок «Растим любознайку».
- Оформила папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»
3. Результативность опыта
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:
мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления. Как результат проведенной работы с использованием элементов ТРИЗ, которые явились основой развивающего обучения, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы
Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников, успешной подготовки детей к школе.
Адресная направленность опыта.
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Трудоёмкость опыта
Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.
Работа по данной теме не завершена. В дальнейшем планирую:
- Продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, в совместных с детьми занятиях.
-Развивать познавательный интерес и речевую активность, творческое мышление, используя различные методы педагогического воздействия.
-Пополнить предметно – развивающую среду материалами, пособиями, развивающими играми.
- В группе издать мини – газету «Малышок», где родители будут, знакомятся с ТРИЗовскими играми, учиться вместе с детьми сочинять новые сказки.
- Разработать творческий проект по теме «Развитие творческих способностей дошкольников».
- Овладеть приемами работы с мнемотаблицами.
Методы данной технологии позволяют мне успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.