Татьяна панкова
Развитие навыков ручного труда детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная педагогическая деятельность
«Развитие навыков ручного труда детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий»
воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14 комбинированного вида»
Панковой Татьяны Викторовны
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Развитие навыков ручного труда детей дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий» размещена в разделах
Актуальность опыта обусловлена тем, что система образования в ХХI веке предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, наталкивает на поиски новых, более эффективных педагогических подходов к этому процессу. Переход развития дошкольного образования на современный уровень не может осуществляться без разработки новых технологий.
Использования новых технологий в дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, позволяющих использовать информационные технологии (ИКТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания детей.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание.
Ручной труд - это творчество ребёнка. Перед нами встает проблема, как воспитывать, обучать и развивать ребенка, чтобы это соответствовало его особенностям, индивидуальным интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных решений. Чтобы он творчески развивался, необходимо создать такие условия, которые вызывали бы у ребенка интерес к творчеству. Развитию у дошкольников способности к творчеству, преобразованию действительности способствует ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, изготовление с детьми поделок из различного материала составляет одну из основных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старшем возрасте.
Перспективность опыта состоит в том, что средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя и детского сада в целом. Поэтому актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
[b]Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.[/b]
К теме развития навыков ручного труда дошкольников я обратилась не случайно. О важности воспитания трудовым навыкам дошкольников пишет отечественный педагог В. А. Сухомлинский: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
На современном этапе вопросы трудового воспитания дошкольников являются актуальными для дошкольного воспитания в целом. Современные родители огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою специфику. У детей дошкольного возраста в большей степени развито наглядно-образное мышление. Ребята лучше усваивают при использовании наглядного материала.
Педагогическая идея опыта состоит в том, что использование в работе с детьми ИКТ, поспособствует повышению качества, доступности и эффективности образования, позволит педагогам применять в работе новые, более интересные для детей, методы и формы обучения, что будет способствовать развитию их информационной компетентности.
Занятия, в том числе и ручной труд, должны быть яркими, эмоциональными, с использованием большого иллюстративного материала, с применением звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер не должен заменять воспитателя, а только дополнять его.
Прежде, чем начать работу, я пыталась изучить отношение родителей к использованию на занятиях по ручному труду ИКТ и предложила ответить на вопросы анкеты:
1. Какое количество времени в день ваш ребенок проводит в активном движении и на свежем воздухе?
2. Разрешаете ли вы ребенку ежедневно пользоваться компьютером?
3. Какое количество времени ребенок в течение дня проводит за компьютером?
4. Какое количество времени ребенок пользуется компьютером непрерывно?
5. Пользуется ли ваш ребенок компьютером перед тем, как лечь спать вечером?
6. Жаловался ли вам ребенок на ухудшение самочувствия после использования компьютера?
7. Знает ли ваш ребенок, какие гигиенические правила нужно соблюдать при использовании компьютера?
8. Считаете ли вы, что использование компьютера вредно для здоровья?
Проанализировав ответы родителей, можно сделать вывод, что мнения родителей по проблеме влияния компьютера на здоровье ребенка разделились. Одни считают, что влияние компьютера на организм крайне вредно и запрещают своим детям пользоваться ПК. Другие не придает значение и не считает вредным влияние компьютера на детский организм и разрешает им общаться с компьютером наравне со взрослыми. Выявились и такие родители, которые даже не задумываются над этой проблемой.
Исходя из полученного вывода, появилась необходимость беседы с родителями о необходимости научить детей определенным гигиеническим правилам пользования компьютером и приучить их выполнять. А также призвали к тому, чтобы требования родителей и педагогов были едиными, только тогда мы получим результат.
Уже первые использования компьютера на занятиях по ручному труду показали, что по сравнению со стандартными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
- активизируются познавательная и эмоционально-волевая сфера дошкольника;
- компьютер успешно используется для более полного ознакомления детей с предлагаемыми техниками работы с различными материалами;
- повышает креативность ребенка, умение оперировать технологическими картами, выведенными на экран;
- индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно, что значительно развивает его эмоционально-волевую сферу и личность в целом.
[b]Теоретическая база опыта. [/b]
Использование информационно – коммуникативных технологий в организации воспитательно - образовательного процесса, обусловлена необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду.
Проблемой использования ИКТ в воспитании и обучении дошкольников занимались современные исследователи : К. Н. Моторин,
С. П. Первин, М. А. Холодная, С. А. Шапкин и др. Их исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, видео, CD, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Мною изучена методическая литература по данному направлению, перечисленная в списке литературы.
Новизна представляемого педагогического опыта.
Новизна (инновационность) опыта заключается в изучении и применении современных технологий:
- использование информационных технологий в ознакомлении детей с трудом;
- использование сказкотерапии;
- разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности;
- внесение героев – персонажей.
Технология опыта.
Основной целью моей работы является повышение интереса детей к изучаемому материалу на занятиях ручным трудом с использованием на занятиях информационно – коммуникативных технологий.
Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексный образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», - 2016. – 352с.
Исходя из этого, сформированы задачи:
- повысить эффективность усвоения материала; учить создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, выбирая наиболее оригинальный и простой;
- формировать умение детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты, следовать устным инструкциям и последовательности действий,
- развивать воображение и творческие способности, тренировать внимание и память, активно пополнять словарный запас;
- воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку, целеустремлённость и сосредоточенность.
Объект исследования: дети дошкольного возраста. При работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. А также принципы организации воспитательно-образовательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход.
Компьютер - эффективное техническое средство, которое позволяет мне значительно разнообразить образовательный процесс, проявить творчество, побуждает искать новые нетрадиционные формы и методы. Использование компьютера – это сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
В своей работе я использую средства информационно-коммуникационной технологии: компьютер, телевизор, видео, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование.
Для создания презентаций использую программу Microsoft PowerРoint. Изображения с заданиями получаются красочные, понятные детям, в которых можно использовать анимацию, видео, перемещение предметов. При их создании учитываю ФГОС ДО, программу ДОУ, требования СанПиН, возраст детей.
Авторские презентации: «Игрушки из проволоки», «Чудеса из бумаги», «Правила безопасности на занятиях ручным трудом»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чего не хватает» и др. ; технологические карты я использую в совместной образовательной деятельности с детьми, а также в работе с родителями проводя мастер-классы и практикумы по приобщению к ручному труду.
Для просмотра фото и видео использую телевизор.
Работу с использованием ИКТ стараюсь вести в соответствии с требованиями СанПина. Учитывается расстояние посадки детей перед телевизором и монитором компьютера, длительность просмотра. Обязательное включение в работу гимнастики для глаз, упражнения для опорно-двигательного аппарата. Созданы картотеки гимнастики для глаз, упражнений для опорно-двигательного аппарата; памятки для родителей «Правильная организация рабочего места для занятий на компьютере», «Значение гимнастики для глаз в развитии ребенка», «Положение тела во время занятий на компьютере»
В рамках дополнительного образования, являюсь руководителем дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Ручной труд». Провожу занятия по разработанной мною авторской программе.
Анализ результативности.
В ходе систематического применения в своей работе с детьми информационно – коммуникативных технологий достигнуты следующие результаты:
- у детей повысилась мотивация к обучению, появился живой интерес к познанию, в том числе и у пассивных воспитанников;
- психологически облегчился процесс усвоения материала детьми, расширился общий кругозор детей;
- повысилась эффективность освоения детьми программного материала;
- у детей наблюдаются способности и желание самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности;
- привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Использование информационно - коммуникационных технологий в педагогической деятельности само по себе новым уже не является, их использует практически каждый педагог. ИКТ дают возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Использование ИКТ позволяет более полно знакомиться с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Видеофрагменты позволяют увидеть детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, показ процесса изготовления поделок в разных техниках (торцевание, тестопластика и т. д.). вызывают большой интерес смоделированные жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
Столкнулась с проблемами:
- недостаточная методическая подготовленность в работе с различными компьютерными программами;
- недостаточная оснащенность групповых комнат современными средствами: интерактивными досками, ПК, проекторами, колонками,
Адресные рекомендации по использованию опыта
По практической направленности материалы опыта могут быть использованы в деятельности педагогов ДОУ
Также опыт представлен в публикациях на сайте www.maam.ru.
Ссылка на мой блок https://www.maam.ru/detskijsad/tarxanovo2014
Делилась своим опытом, выступая на Всероссийском научно – практическом семинаре «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования» с докладом «Формирование у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья правил безопасного поведения в природе».
Список литературы
1. Будунов, Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против»./ Г. М. Будунов. – М. : Аркти, 2006.- 96с.
2. Горвиц, Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. / Ю. Горвиц. – НИТ в дошкольном образовании.
3. Калинин, Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве»./ Т. В. Калинина. – М, Сфера, 2008
4. Леонова, Л. А. Дошкольник и компьютер: мед. -гигиен. рекомендации / под ред. Л. А. Леоновой. – М. : Изд-во Моск. психол-соц. ин-та; 2004. - 62 с.
5. Леонова, Л. А. Некоторые итоги и перспективы исследования проблемы «Компьютер и здоровье ребенка» // Новые исследования, 2003. – С. 53-68.
6. Петрова, Е. Развивающие компьютерные игры. // Е. Петрова, Дошкольное воспитание, 2000 – № 8.
7. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13) с изменениями)
8. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)