Елена Сидорова
«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Программа
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельно
сти»[/h3]
адаптированная программа
II ЧАСТЬ
Подготовила: Сидорова Елена Альбертовна
Музыкальный руководитель
Публикация «„Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“, Программа» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
методика развития музыкальных способностей детей средствами театрализованной деятельности
Цель:«Развитие музыкальных способностей старшего дошкольного возраста, средствами театрализованной деятельности».[/i]
Поставленная цель, определяет следующие задачи:
Образовательные:
1. знакомить с элементарными музыкальными понятиями (ноты, звукоряд)
2. формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановках;
3. формировать у детей навыки диалогической речи;
Развивающие:
Развивать музыкальные и творческие способности ребенка:
- воспринимать музыку её характер, чувствовать её настроение;
- музыкальную память, слух, мышление, фантазию;
- певческие навыки, способствовать развитию навыков сольного пения;
- координацию движений и чувство ритма;
- умение восприятия звуков по высоте;
- умение выражать различные эмоциональные состояния с помощью мимики и интонации.
Воспитательные: Вызывать чувство радости, удовлетворения от совместного творчества:
- воспитывать желание самостоятельно организовывать небольшие театральные постановки со сверстниками;
- поощрять интерес к сценической деятельности, желание участвовать в праздниках и развлечениях.
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
В организации непосредственной образовательной деятельности с детьми необходимо осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход с учетом особенностей возраста, состояния здоровья детей, пола, уровня музыкального развития, интересов и склонностей детей, а так же организовать оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, применяя их в практической деятельности.
Работа по развитию музыкальных способностей проводится в три этапа:
I - этап - «Открытие»
II - этап – «Развитие»
III - этап - «Творчество»
I - этап - «Открытие».
Открытие ребёнка в музыкально - театрализованной деятельности, и открытие для ребёнка радости общения с музыкой и театром.
Задачи I этапа:
1. Выявить уровень развития музыкальных способностей. (Диагностика)
2. Определить основные направления развития музыкальных способностей ребёнка. (индивидуальные маршруты)
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:
ВОСПРИЯТИЕ:1. эмоциональная отзывчивость
2. определяют жанр музыкального произведения
(песня, танец, марш)
3. узнают мелодию по отдельным фрагментам
произведения (вступление, заключение, припев,
запев)
4 различают звуки по высоте.
ПЕНИЕ: 1. интонируют чисто в удобном диапазоне (воспроиз-
водят общее направление мелодии)
2. поют с муз. сопровождением и без сопровождения
(поют коллективно и индивидуально, своев-
ременно начинают и заканчивают песню)
3. правильно берут дыхание перед началом фразы.
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:
1. двигаются в соответствии с характером музыки
2. выполняют движения
а) поочерёдное выбрасывание ног в прыжке.
б) приставной шаг
в) полуприседание с выставлением ноги
на пятку.
г) с предметами (шары, обручи, цветы, платочки)
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ: - играют несложные произведения
на шумовых и звуковысотных инструментах.
(индивидуально и подгруппами).
II этап – «Развитие».
Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая деятельность, как в образовательной деятельности, так и вне её (индивидуально и по подгруппам).
В работе с детьми на данном этапе, рекомендуется опираясь на результаты диагностики, совершенствовать музыкально-ритмические и певческие навыки, продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, а так же развивать у детей умение передавать образ при помощи речи и движений.
Для успешного достижения поставленной цели, в работе с детьми, рекомендуется использовать систему упражнений на развитие музыкальных и творческих способностей.
Упражнения на развитие:
• координации речи и движения;
• речевого дыхания;
• силы голоса;
• мимики и жестов;
• коммуникативных способностей.
Так же используются карточки - пиктограммы «Разное настроение»; «Пальчиковые игры»; упражнения для развития восприятия, пения, музыкально-ритмических движений.
Для того, чтобы успешно решить поставленные задачи, необходимо взаимодействовать с педагогами.
• Совместно с воспитателями написание сценариев тематических праздников, развлечений, итоговых мероприятий, изготовление декораций и костюмов.
• Проведение консультаций для воспитателей на следующие темы «Создание предметно - пространственной среды для музыкально-театрализованной деятельности», «Уголок сказки» и семинар-практикум «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».
• Проведение совместных интегрированных занятий со специалистами (инструктором по физкультуре, преподавателем ИЗО - деятельности, учителем-логопедом)
Для того, чтобы приобщить родителей к музыкально-театрализованной деятельности, так же используются разнообразные формы:
• консультации, которые один раз в месяц меняются на сайте ДОУ и в групповых «Уголках для родителей»
• индивидуальные беседы-консультации по результатам диагностики;
• рекомендации по изготовлению атрибутов и костюмов;
• Совместное проведение тематических развлечений, календарных праздников, театрализованных постановок (семейный театр)
• Организация родительского «Клуба выходного дня»
В рамках сетевого партнёрства, в целях расширения музыкально-театральных представлений, необходимо заключение договоров сотрудничества с организациями дополнительного образования (Школы искусств, Детско-юношеские центры, Дома культуры и т. д.)
Для успешного решения поставленных задач, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая является одним из основных условий развития в музыкально-театрализованной деятельности, а так же обеспечивает, как совместную театрализованную деятельность, так является и основой самостоятельного творчества ребёнка.
III этап - «Творчество».
Непосредственно подготовка и участие детей в праздниках, инсценировках, музыкально-театральных постановках, свободной игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать потребность в активной музыкально-театрализованной деятельности;
2. Развивать индивидуальные способности детей в музыкально-театрализованной деятельности.
Третий этап, итоговый, на который ребёнок выходит сам, при помощи педагога. Его основное содержание – подготовка и участие детей в праздниках и развлечениях, в самостоятельных музыкально
театрализованных постановках, то есть ребёнок становится не пассивным наблюдателем, а активным участником происходящего действия.
Чтобы достичь поставленной цели, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Разработка сценария праздника, развлечения, музыкально-театрализованной постановки (постановка цели)
2. Подбор, анализ и разучивание музыкального материала (восприятие, пение, движение);
3. Введение в занятие музыкальных упражнений и театральных этюдов, помогающих:
• передавать образ предполагаемых героев,
• взаимодействовать друг с другом.
4. Индивидуальная работа с детьми
• Распределение ролей в соответствии с возможностями и уровнем музыкального развития детей;
• Работа над выразительностью передачи образа (речь, пение, движение);
5. Изготовление костюмов, декораций, атрибутов.
6. Проведение праздника, развлечения, музыкально-театральной постановки.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Необходимо совершенствовать музыкально-театральное воспитание дошкольников, посредством ознакомления, изучения, обобщения и применения на практике методик из опыта работы других педагогов – практиков. создания новых программ, методик.