Лариса Шекера
Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже на протяжении 25 лет работаю с детьми, используя русский народный фольклор во всех видах музыкальной деятельности и имею очень хорошие результаты, считаю, что использование этого бесценного материала должно стать приоритетным в дошкольном образовании.
Развитие музыкальных способностей детей является основной задачей музыкального воспитания.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Успешное решение этой задачи зависит прежде всего от удачно выбранного музыкального репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности. И в этом фольклор является идеальным материалом. Обилие гласных, простой ритмический рисунок
интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни, незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка,
обогащает речь типично народными выражениями, поэтическими оборотами.
Ребёнок органически включается в окружающую жизнь,учится наблюдать и понимать её, живёт в теснейшем контакте с природой. Именно в самом раннем возрасте необходимо заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребёнка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках,развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети,с развитым музыкальным мышлением и богатым внутренним миром. Ценность же всех музыкальных впечатлений дошкольного детства по мнеию А. В. Запорожца состоит в том, что они практически и психологически подготавливают малышей к самостоятельному творчеству.
Приобщение детей к народной культуре осуществляю через систему музыкальных занятий, кружковой работы, праздндники и развлечения.
Считаю, что ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса познания.
Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора начинаю с ясельной группы. Детям этого возраста наиболее понятен фольклорный материал. Маленькие дети воспринимают в песне прежде всего её словесное и наглядное содержание. Народные песни вызывают у детей огромный интерес,эмоциональную отзывчивость, побуждают детей подпевать, то есть способствуют развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлений.
Для развития у детей чувства ритма уже со второй младшей группы использую такой методический материал, как игры со словом,эти игры провожу как с музыкальным сопровождением, так и без него, под мелодизированный текст, который в определённой степени, как бы заменяет собой мелодичный напев. Для большинства игр использую наро
дные тексты. Навыки пения на занятиях прививаю по известному принципу - от простого к сложному. При подборе музыкального репертуара учитываю возрастные особенности детей, фактор индивидуальности воспитанников. Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьёвка) никогда предварительно не разучиваю
с детьми текст, всегда ввожу его в ходе игры неожиданно, такой приём доставляет детям большое удовольствие., ведущего никогда не назначаю, его выбираем считалкой.
По моим наблюдениям дети всем видам музыкальной деятельности предпочитают музицирование и поэтому использую музицирование не только на каждом занятии,но, и по возможности,во всех видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). На своих занятиях применяю такой методический приём,
приём как "озвучивание" стихотворений и рассказов, используя при этом шумовые инструменты, звуки тела (хлопки, шлепки, щелчки, дети с большим удовольствием включаются в этот творческий процесс.
В свое работе использую разнообразные виды занятий, на занятиях всегда присутствует элемент проблемной игры.
По рекомендации психолога использую такой приём, как проверка эмоционального состояния и настроения ребёнка, предлагая выкладывать на фланелеграфе предмет такого цвета, который соответствует настроению. Таким образом, ориентируясь на выбранные цвета "составляю картину" эмоционального состоянияи удовлетворённости, или неудовлетворённости занятием.
Работая с фольклорной тематикой в течении многих лет разработала перспективный план, для всех групп, учитывая возрастные особенности детей, организовала
детский кружок "Родничок"на занятиях которого более полно знакомлю дошкольников с музыкально-песенным творчеством русского народа,
с праздниками и обычаями старины. Дети слушают народные сказки, играют в народные игры, музицируют. Для того, чтобы показать дошкольникам
красоту многоголосного исполнения организовала фольклорную группу "Родные напевы", в которую вошли педагоги, имеющие хорошие вокальные
данные. Подготовленный песенный материал использую п проведении праздников и развлечений.
С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы с родителями: "Дни открытых дверей", консультирование,
анкетирование, привлечение родителей к участию в проектной деятельности. Опыт моей работы получил высокую оценку на региональной выставке, распространён среди дошкольных учреждений нашего города.
Мои воспитанники хорошо знают народные праздники и обряды. С большим удовольствием играют на шумовых инструментах, умеют использовать фольклорный
материал в быту самостоятельной игровой деятельности. Большой процент моих воспитанников обучается в дальнейшем в музыкальной школе, посещает детские хоровые и хореографические коллективы городских домов культуры. Мои воспитанники получают грамоты на краевых конкурсах и фестивалях.