Лариса Шекера
Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже на протяжении 25 лет работаю с детьми, используя русский народный фольклор во всех видах музыкальной деятельности и имею очень хорошие результаты, считаю, что использование этого бесценного материала должно стать приоритетным в дошкольном образовании. Развитие музыкальных способностей детей является основной задачей музыкального воспитания Успешное решение этой задачи зависит прежде всего от удачно выбранного музыкального репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации узыкальной деятельности. И в этом фольклор является идеальным материалом. Обилие гласных, простой ритмический рисунок интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни, незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Публикация «Использование русского народного фольклора для развития музыкальных способностей» размещена в разделах
Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями, поэтическими оборотами. Ребёнок органически включается в окружающую жизнь, учится наблюдать и понимать её, живёт в теснейшем контакте с природой. Именно в самом раннем возрасте необходимо заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребёнка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым внутренним миром. Ценность же всех музыкальных впечатлений дошкольного детства по мнеию А. В. Запорожца состоит в том, что они практически и психологически подготавливают малышей к самостоятельному творчеству.
Приобщение детей к народной культуре осуществляю через систему музыкальных занятий, кружковой работы, праздндники и развлечения.
Считаю, что ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса познания.
Развитие музыкальных способностей детей посредством русского народного фольклора начинаю с ясельной группы. Детям этого возраста наиболее понятен фольклорный материал. Маленькие дети воспринимают в песне прежде всего её словесное и наглядное содержание. Народные песни вызывают у детей огромный интерес, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей подпевать, то есть способствуют развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлений.
Для развития у детей чувства ритма уже со второй младшей группы использую такой методический материал, как игры со словом,эти игры провожу как с музыкальным сопровождением, так и без него, под мелодизированный текст, который в определённой степени, как бы заменяет собой мелодичный напев. Для большинства игр использую народные тексты. Навыки пения на занятиях прививаю по известному принципу - от простого к сложному. При подборе музыкального репертуара учитываю возрастные особенности детей, фактор индивидуальности воспитанников. Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьёвка) никогда предварительно не разучиваю с детьми текст, всегда ввожу его в ходе игры неожиданно, такой приём доставляет детям большое удовольствие, ведущего никогда не назначаю, его выбираем считалкой.
По моим наблюдениям дети всем видам музыкальной деятельности предпочитают музицирование и поэтому использую музицирование не только на каждом занятии, но, и по возможности,во всех видах узыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). На своих занятиях применяю такой методический приём, приём как озвучивание" стихотворений и рассказов, используя при этом шумовые инструменты, звуки тела (хлопки, шлепки, щелчки, дети с большим удовольствием включаются в этот творческий процесс. В свое работе использую разнообразные виды занятий, на занятиях всегда присутствует элемент проблемной игры.
По рекомендации психолога использую такой приём, как проверка эмоционального состояния и настроения ребёнка, предлагая выкладывать на фланелеграфе предмет такого цвета, который соответствует настроению. Таким образом, ориентируясь на выбранные цвета "составляю картину" эмоционального состояния и удовлетворённости, или неудовлетворённости занятием.
Работая с фольклорной тематикой в течении многих лет разработала перспективный план, для всех групп, учитывая возрастные особенности детей, организовала детский кружок "Родничок"на занятиях которого более полно знакомлю дошкольников с музыкально-песенным творчеством русского народа, с праздниками и обычаями старины. Дети слушают народные сказки, играют в народные игры, музицируют. Для того, чтобы показать дошкольникам красоту многоголосного исполнения организовала фольклорную группу "Родные напевы", в которую вошли педагоги, имеющие хорошие вокальные данные. Подготовленный песенный материал использую п проведении праздников и развлечений.
Взрослая фольклорная группа "Родные напевы"
Детский фольклорный кружок "Родничок"