Ольга Полянская
Мастер-класс «Развитие музыкальности у младших дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
По теме: «Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Полянская О. Н.
МДОАУ «Солнышко»
Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкальности у младших дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Продемонстрировать формы, методы и приёмы проведения занятия по развитию музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Создание предпосылок для профессионального совершенствования воспитателей.
2. Освоение педагогами форм, методов и приёмов, используемых на занятиях по развитию музыкальности у детей.
3. Развивать воображение, волю, стремление к достижению цели и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Оборудование: Музыкальные инструменты : треугольники, колокольчики, металлофоны, маракасы, ложки, трещотки, барабаны, бубны, дудочки, музыкальный центр, аудиозаписи.
2. Актуальность темы
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
3. Рабочая программа
Рабочая учебная программа по кружковой работе с детьми средней и старшей группы «Детский оркестр» составлена на основе:
1. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М. :Просвещение,1985.
2. Радынова О. П. Катинене, А. И. Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. Просвещение: Владос,1994.
3. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветлугиной.
4. Кононова Н. Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.
5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. М. Просвещение.
Цель дополнительного обучения:
При помощи детских музыкальных инструментов развивать музыкальные способности и творческие способности детей, воспитывать чувство ансамбля, формировать слуховой контроль.
Задачи дополнительного обучения:
1. Развивать чувство коллективизма.
2. Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
3. Приобщать к миру музыки.
4. Обучать правилам игры на музыкальных инструментах : мелодических, ударных, щипковых, духовых.
5. Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах.
В учебный план занятий по детскому оркестру входит тематика занятий, цель, задачи, методы и средства обучения. Количество часов в месяц – 8, в неделю – 2. Занятия проводятся два раза в неделю: во вторник и в четверг в вечернее время.
Требования к уровню развития воспитанников. К концу учебного года дети должны знать: детские музыкальные инструменты и виды детских музыкальных инструментов, правил игры на дми, приемы игры и музыкальные термины; уметь: играть на музыкальных инструментах, исполнять попевки и песни в характере; различать: виды детских музыкальных инструментов; исполнять: попевки на металлофоне «Петушок», «Гори, гори ясно», «Смелый пилот» и в ансамбле.
4. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением : запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).
Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.
Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.
Нужно обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям.
Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)
Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.
Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта, слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.
Приемы игры при разучивании попевки:
• Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, выкладывает карточки на фланелиграфе.
• Дети усваивают мелодию и слова.
• Затем поют, прохлопывают ритмический рисунок.
• Дальше дети поочередно и подгруппами передают ритмический рисунок на ударных инструментах – бубне, деревянных ложках, трещотках.
• Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, обращает внимание детей на фланелиграф и на какой пластинке следует играть. Дети передают ритмический рисунок, на металлофоне используя цветовые карточки на фланелиграфе.
• Дети поочередно исполняют попевку с одновременнымпропеванием.
• Осваивают навыки совместной игры на трех четырех металлофонах. Учаться одновременно начинать и заканчивать игру.
• Детям предлагается исполнить попевку ансамблем (8-9 детей).
5. Имитация занятия
(Коллеги – воспитатели выступают в роли детей старшей группы детского сада)
Ход занятия. Дети входят в музыкальный зал.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз. рук. А теперь поздороваемся с нашими ладошками, ножками, щёчками, губками, зубками…
«Здравствуйте!» (коммуникативная игра, сл. и муз. М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (три хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («пружинка»)
Топ-топ-топ! (Топают ногами)
Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щёчки! (Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! (Трижды слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)
Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (Гладят нос ладонью)
Бип-бип-бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (Протягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Привет! (Приветственно машут рукой над головой)
Муз. рук. Ребята! Я предлагаю вам сегодня отправиться в музыкальное путешествие. На чём поедем?
Звучит вступление песни «Поезд», муз. В. Лученок.
Дети. На поезде!
Муз. рук. Правильно. Занимайте места в вагончиках, чтоб было веселей в пути. Итак, поезд отправляется.
Песня «Поезд», муз. В. Лученок
Муз. рук. А вот и первая остановка. Приехали мы с вами на лужайку. Послушайте, какая удивительная музыка звучит! Так и хочется танцевать, закружиться в вальсе.
«Вальс», муз. П. Чайковского.
Муз. рук. Произведение весёлого, плавного, танцевального характера.
Муз. рук. Давайте попробуем под неё потанцевать.
Танцевальная импровизация на музыку «Вальса» П. Чайковского.
Задачи: Развивать творческое воображение и фантазию.
Методика проведения. Звучит музыка, дети двигаются под музыку, чувствуя характер, темп произведения.
Муз. рук. А теперь возьмём музыкальные инструменты и сыграем вместе со мной.
Детям предлагают исполнить произведение ансамблем (восемь—десять детей) одновременно передавая хлопками или на ударных инструментах ритмический рисунок.
Инструментальная импровизация. (металлофоны, треугольники, бубны)
Муз. рук. Как здорово у нас получилось!
Муз. рук. Давайте немножко отдохнем, и инструменты уберем. Сядем на «пенёчки». (Дети садятся на стульчики).
Муз. рук. Посмотрим, кто там спрятался за кустиком?
(показывает зайчика)
Муз. рук. Зайчик, зайчик, не бойся нас, выходи!
Муз. рук. Посмотрите, какие музыкальные инструменты есть у зайчика! (показывает колокольчики большие и маленькие). Мы можем сыграть на этих музыкальных инструментах произведение замечательного композитора Д. Шостаковича, которое называется «Вальс-шутка»
Вальс-шутка, муз. Д. Шостаковича, (дети слушают, музыкальный руководитель обращает внимание на смену звучания и громкости)
Методика проведения. Музыкальный руководитель рассказывает сюжет произведения: маленькие колокольчики ведут беседу с большими колокольчиками, друг друга не перебивают…
После беседы с детьми музыкальный руководитель разделяет детей на две подгруппы, раздает колокольчики. Обращает их внимание на фортепианное сопровождение, умение слышать друг друга.
Дети исполняют Вальс-шутка, муз. Д. Шостаковича
(звучит сигнал отправления поезда)
Муз. рук. Ребята, наш поезд отправляется. Попрощаемся с зайчиком и едем дальше.
«Поезд», муз. В. Лученок (дети «едут паровозиком» по залу.)
Муз. рук. Но что происходит за окошком? Остановим поезд.
Шум дождя, «Кап, кап на ладошку»
Дети. Это дождик!
Муз. рук. Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах можно изобразить дождик?
Дети. На треугольниках, колокольчиках, металлофонах.
Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, обращает внимание детей, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют попевку на металлофоне вместе с музыкальным руководителем.
Инструментальная импровизация «Кап, кап».
(Воспитатель раскладывает «лужицы» по ковру)
Муз. рук. Посмотрите, сколько лужиц появилось после дождя.
Муз. рук. Как тихо стало после дождика
Муз. рук. Ну что ж, пора возвращаться в детский сад. Поезд отправляется.
«Поезд», муз. В. Лученок.
Муз. рук. Вот и приехали мы в музыкальный зал. На протяжении всего нашего путешествия нас сопровождали музыкальные инструменты. Давайте же и сейчас сыграем в оркестре весёлую песнюр. н. п (Исполняется песня на различных музыкальных инструментах, знакомых детям)
3. Подведение итогов. Имитация занятия педагогами.