Юлия Кафидова
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» г. о. Саранск
Кафидова Юлия Матевосовна
Актуальность проблемы
Проблема развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста, приобрело в настоящее время особую актуальность. Л. С. Выготским и А. Л. Леонтьевым была отмечена идея «педагогики способностей», подразумевающая различные педагогические методы обучения и воспитания детей, способности которых существенно выделялись. Ведь любые способности таланты ребенка по-своему уникальны, и, несомненно, должны быть развитыми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Значение использования музыки в развитии ребенка, и формирование музыкально-сенсорных способностей, трудно переоценить. Музыкальное искусство обладает огромными возможностями воздействия на личность ребенка. Занятия музыкой способствуют активизации в ребенке творческого потенциала, развитию чувственной и интеллектуальной сфер личности. Научные данные свидетельствуют о том, что чем раньше начнутся эти занятия, тем активнее будет их проявление в музыкально-эстетической деятельности детей, что в целом позитивно повлияет на процесс их приобщения к художественным ценностям мировой музыкальной культуры.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют особую и уже осознанную любовь к искусству музыки и могут быть вовлечены в соответствующую их возрасту деятельность.
Достижение обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целей музыкального воспитания дошкольников способствует становлению навыков правильного восприятия ее художественно-образного содержания, формы, способствует пробуждению потребности в постоянном общении с музыкой и желания проявить себя в этой сфере.
Процесс формирования у дошкольников понимания музыкального искусства как целостного духовного мира, отражающего действительность, способного рассказать ребенку о нем самом, возможно через развитие музыкально-сенсорных способностей. Процесс их развития заключается в постоянном упражнении детей в музыкально-перцептивных действиях при многократном их повторении с целью доведения до уровня закрепленных навыков музыкальной деятельности. Это связано с тем, что музыкальное восприятие представляет собой очень сложный познавательный процесс, в котором на основе сенсорных ощущений музыкальных звуков и их ритмических и гармонических сочетаний актуализируется предыдущий жизненный и художественный опыт и возникает цепь ассоциаций, следующих за непосредственным развитием музыкальных образов, вызывающих яркие эстетические реакции.
Под музыкально-сенсорными способностями понимаются такие индивидуально-психологические свойства личности, которые позволяют ребенку различать основные характеристики музыкальных звуков (высоту, длительность, силу, тембр) и обеспечивают успешность протекания процесса музыкального восприятия. Таким образом, развитые музыкально-сенсорные способности являются основой различных видов музыкальной деятельности, способствуя активному вслушиванию, обследованию музыкальных звуков в их выразительных отношениях на основе наглядно-действенного оперирования музыкальными эталонами.
Современное теоретическое понимание сущности музыкально-сенсорного развития дошкольников заключается в комплексном подходе, предполагающем одновременное воздействие на зрительную, слуховую и двигательную активность ребенка, способствующее его музыкальному развитию в целом.
Под музыкальными способностями понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Один из признаков музыкальной одаренности детей – глубокий интерес к музыке, готовность слушать ее, петь, играть на инструментах. Формирование устойчивого интереса к музыке – важная предпосылка развития музыкальных способностей. Сенсорные способности Н. Н. Мурованая определяет как «функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя» [38].
По мнению русского советского психолога Б. М. Теплова, «чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей» [9, c. 237].
Различение свойств звуков составляет основу простейших музыкально-сенсорных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе чувства музыкального ритма; высота, тембр и динамика являются основами звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Таким образом, под музыкально-сенсорными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки [2, с. 12].
Музыкально-сенсорные способности выражаются в следующих характеристиках:
– различение свойств музыкальных звуков;
– различение их выразительных соотношений;
– качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
– выделение из комплекса других звуков;
– различение их выразительного звучания;
– воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте;
– комбинирование звуковых сочетаний;
– сопоставление с принятыми эталонами.
В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает:
– «формирование слухового внимания детей;
– концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
– умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов» [6, с. 68].
Рассмотрение музыкально-сенсорных способностей невозможно производить вне контекста особенностей общих способностей человека, определяющих развитие системы музыкальных способностей как специфической характеристики интеллекта личности. Как указывают Н. П. Витькина и О. В. Милицина, «музыкально-сенсорные способности предполагают формирование слухового внимания; вслушивание в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания; смену контрастных и сходных звуковых соотношений; различные способы обследования музыкального звучания» [4].
Структура музыкально-сенсорных способностей состоит из следующих элементов:
– звуковысотный слух;
– чувство музыкального ритма;
– тембровый слух;
– динамический слух.
Звуковысотный слух – это слух, ориентированный на высоту звука. В связи с этим различают абсолютный слух и относительный. Е. Н. Федорович подчеркивает, что «звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха.
К сенсорным музыкальным способностям относится и чувство музыкального ритма. Оно имеет связь с обычным (не музыкальным) чувством ритма, который характерен для всех процессов мироздания – от ритмов вселенной до биоритмов внутри живых организмов – и одновременно отличается от него.
Тембр и динамика представляют собой базу тембрового и динамического слуха. Тембровый слух, по мнению педагога Ю. Б. Добжанской, «подразумевает умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Педагог Н. Н. Тульнева указывает, что «динамический слух представляет собой способность определять громкость звучания и ее изменения» [10]. Динамический слух весьма зависит от уровня воспитания слуха в целом.
Итак, под музыкально-сенсорными способностями понимаются такие индивидуально-психологические свойства личности, которые позволяют различать основные характеристики музыкальных звуков (высоту, длительность, силу, тембр) и обеспечивают успешность протекания процесса музыкального восприятия.
Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что в нем представлена методика, направленная на выявление и развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
Музыкально-сенсорное развитие происходит наиболее успешно начиная с дошкольного возраста при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной их организации приводит к активизации музыкального переживания ребенка. Под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество музыкального восприятия, имеется в виду:
а) различение свойств музыкальных звуков;
б) различение их выразительных соотношений;
в) качество обследования музыкальных явлений.
Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Результатом музыкально-сенсорного воспитания является определенный уровень музыкально-сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой развиваются сенсорные процессы, опыт и способности.