Богданова Анастасия Викторовна
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
Аннотация: То что взаимосвязь пальцевой моторики и речевого развития известна уже давно,говорили об этом давным,давно наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры для пальчиков «Коза рогатая» «Ладушки» и «Сорока,сорока кашу варила». Помните, что, развивая мелкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете помочь ему быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии вашего ребенка. Для этого можно использовать множество различных игр и упражнений, которые будут интересны для ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уделяйте больше внимания и времени своему ребенку, складывайте с ним забавные фигурки, лепите из пластилина,занимайтесь пластилиноргафией, лепите из глины, играйте в мазайку и пазлы, играть можно бусами,занимайтесь ниткографией. Чем раньше тем лучше купите ребенку краски для рисования. Такие занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия. «Рука – это своего рода внешний мозг» — как говорил Кант. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки, и речь шла параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы ребенок мог одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев с восьми,девяти месяцев. В раннем детстве ребенку очень важно играть, причем играет он со всем чем можно,что попадает ребенку под руку,с игрушками, с посудой,с окружающими предметами и даже со своими пальчиками. Специалисты- педагоги, психологи- разработали целые методики как с помощью игр с пальчиками развивать речь, внимание, мышление. Ведь у ребенка все взаимосвязано- нагрузка на пальчики, массаж, развитие их гибкости напрямую связаны с участками мозга, «отвечающие» за речь, интеллект, умение концентрироваться. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой взаимосвязи. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Массаж ручек, гимнастика для пальчиков, пальчиковые игры способствуют развитию моторики, а значит и речи малыша.
Как же лучше развивать мелкую моторику спросите Вы? При повышении умелости и ловкости кистей рук напрямую активизируются речевые функции. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Вот почему на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме. Дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, слабо владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление,не увлекает их,преобладают отрицательные эмоции. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого — педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Значит, очень важно пробудить у детей интерес к таким занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Большое и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей увлекательнее. Дети играют, не подозревая, что при этом усваивают какие-то задания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими их людьми, формируется связная речь. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникающие в речевом развитии детей. Можно к примеру назвать следующие увлекательные игры:
Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, замки, мосты, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. Сначала, конечно он может только ломать, но со временем научится строить.
Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиками. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.
Широко известны такие приемы: Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос тонким слоем. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно всё, что угодно. Поднос можно встряхнуть аккуратно, чтобы поверхность опять стала ровной.
Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами,тыквенными семечками. Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание цифр, букв.
Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна,орехи, крупа, бобовые. Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катание горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны, придавливание горошину к столу и вращением ее каждым пальчиком).
Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – это замечательный материал для игр. Их можно сортировать по размеру,по форме, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или проволоку, делая бусы.
Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.
Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски,жгутики. Можно делать из бумаги сюрпризики- ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, ну или сам будет пытаться что либо заворачивать.
Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру,можно выкладывать образы, строить башенки, можно раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.
Игры с песком. Терапевтический эффект с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это прекрасное средство для их развития. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку, счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество и фантазию. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, каштанов, определенной буквы. Лепить буквы из песка. Превращать буквы: «Л» в «А», «Б» в «В» и т. д. Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Дорисовывание. При этом обратить внимание на способность ориентироваться на листе бумаги, соблюдать направление, придерживаться этого направления в работе. Постепенно технику дорисовывания можно усложнять. Раскрашивание. Одно из самых главных требований при выполнение этой работы – доведение работы до конца и соблюдение принципа естественности и сочетаемости цветов.
Игры в домашних условиях. Предложите своему ребенку разложить в две разные тарелки фасоль и горох, которые перемешаны в большой миске. Покажите ребенку, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик. Можно читая сказку выкладывать фигурки. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картинку с тонким слоем пластилина. Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования!
И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите такие упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Пусть попробует гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Сейчас в магазинах имеется великое множество игр и пособий на развитие мелкой моторики ребенка – различные шнуровки, прищепки,бусы, мозайки, конструкторы, матрешки, пирамидки, пазлы и многое другое. Сегодня все чаще родители могут услышать, что у их ребенка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстает моторное развитие по сравнению с прошлым поколениями. Еще буквально лет двадцать назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застегивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом виде, вязаные вещи без проблем можно приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Советы родителям по развитию речи - разговаривайте со своим ребенком с самого рождения. Проговаривайте все свои действия: «Сейчас мы с Мишей пойдем гулять. Сначала мы наденем шапку, завяжем, наденем сапожки, застегнем, наденем варежки,заправим их». - Не «сюсюкайтесь» с ребенком. Разговаривайте с ним четко и спокойно. Ваша речь должна быть примером для вашего ребенка. Отвечайте на все вопросы маленького «почемучки», какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не оказались. Ваш малыш познает этот интересный и увлекательный мир, важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.
Чаще общайтесь с ребенком, почитайте сказку на ночь, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлением о пройденном дне, расскажи о себе, считайте по пути домой здания, машины, рассматривайте деревья, повторяя цвета и размеры их. Если вы заметили какие- то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия.
В заключении хотелось бы сказать : «Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев». Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то обращайте внимание на развитие его мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия для вашего малыша будут просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше, если ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, вечерами напролет не станет смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в конструктор лего, порисует, полепит и займется играми на развитие двигательных способностей пальчиков.