Татьяна Бобылева
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях, или Игры дома без затрат
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.
Задачи:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
• установить контакт между родителями и педагогом.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях, или Игры дома без затрат» размещена в разделах
научить родителей организовывать игры без особых затрат у себя дома.
Оборудование: подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, пуговицы, коктельные трубочки, мелкие игрушки, картотеки пальчиковых игр по темам.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Всем вам известно, что современного ребенка сложно чем-то удивить. Новомодные гаджеты, роботы, интерактивные куклы – чего только нет у детей XXI века. Огромный ассортимент игрушек поражает покупателей яркими упаковками, завлекательной рекламой и модными брендами. К тому же все эти игрушки стоят очень дорого и многие родители к сожалению не могут их приобрести для своего малыша.
Сегодня наша встреча будет необычная, а тема нашей необычной встречи таиться в отгадках. Послушайте загадки и попробуйте её отгадать.
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их. ПАЛЬЧИКИ
Одна другой касается —
Хлопок получается. ЛАДОНЬ
Сжали пальцы мы руки -
Получились. КУЛАКИ
Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые вы сможете организовать дома, не тратя для этого огромных средств, к тому же эти игры помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Что такое мелкая моторика?
С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей
рук.
А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу. И поэтому когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и тем самым способствует развитию речи. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Не с проста с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как
«Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша
вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой
не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Для чего нужно развивать моторику рук у ребенка? (Ответы родителей)
Как мы уже с Вами определили, развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
• Способствует овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развить речь;
• Повышает работоспособность головного мозга;
• Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• Развивает тактильную чувствительность;
• Снимает тревожность.
Сейчас я познакомлю вас с некоторыми. Повторяйте за мной.
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«КАПУСТА»
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.
Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев
рук, ладоней и кулачков помогают детям не только развить моторику, но и … (что?- вопрос к родителям). Ну конечно, речь, память.
В эти игры мы играем с детьми в группе. А еще я хочу вам показать, подборку пальчиковых игр по темам.
Игры с сыпучими материалами.
Вот еще интересная игра, с которой я хочу вас познакомить. Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком.
Предлагаю родителям поиграть в эту игру.
А как вы думаете, чем эта игра может быть полезна для вашего ребенка? Какие игры еще можно придумать с манкой?
1. Пересыпание из одной емкости в другую.
2. Насыпание крупы ложкой в сосуд.
3. Нахождение предметов в крупе (ищем клад) пальчиками, ложкой, ситечком.
Манка успокаивающе действует на ребенка и способствует развитию воображения. А вы почувствовали этот эффект?
Бусы из макарон.
Вот еще одна интересная игра. Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Предлагаю вам попробовать нанизать макароны. Поверьте, это для детей очень трудно сделать.
Какие варианты игр можно еще придумать с макаронами и что они могут развить или чему могут научить вашего ребенка.
1. Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.
2. Чередование узора.
3. Классификация макарон по форме или цвету и размеру.
Макароны можно заменить на коктельные трубочки.
Игры с фасолью. Я предлагаю вам побыть Золушками и
рассортировать фасоль по баночкам. Усложним задачу – будем делать это на скорость.
Игра «Сухой бассейн». Родители ищут игрушки в фасоли и на ощупь определяют, что они нашли.
Насыпаем в емкость горох и фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим, и сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
1. Выкладывание узора, дорожки, геометрических фигур и др.
2. Игра «Покорми Колобка» - в прорезь забрасываются фасолинки,
как монетки в копилку.
Игры с прищепками.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кыш!
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук
Гусь
Гусь стоит и все гогочет-
Ущипнуть тебя он хочет!
Кусь, кусь, кусь!
Никого я не боюсь!
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, пришейте пуговицы на ткань пусть ваш малыш пальчиками «походит».
Вывод: данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения в будущем.