Анастасия Андреевских
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Актуальность темы: на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях. Пальчиковая гимнастика; игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок); завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков; работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров: работа с карандашом, (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий); игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы: -совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, лепка из пластилина, нетрадиционные техники рисования кистью, пальцами); -индивидуальная работа с детьми; -свободная самостоятельная деятельность самих детей (рисование по трафаретам, шнуровки, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика).
Работа с детьми: «Пальчиковая гимнастика «Семья»
Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
Подвижная игра «Зарядка»
Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.
Упражнение «Пуговицы»»
Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.
Самомассаж «Ручки греем»
Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.
Игра» Художник»
Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальч
Работа с родителями:
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Вывод: целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка; овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.