Ямщикова Алена Андреевна
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством использования стандартного и нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-практикума для родителей (законных представителей)
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста использованием стандартного и нестандартного оборудования»
Цель: Обеспечить понимание родителями (законными представителями) необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.
Задачи:
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством использования стандартного и нестандартного оборудования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
-Расширить представления родителей (законных представителей) о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
-Познакомить родителей (законных представителей) с играми по развитию мелкой моторики.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог: - Добрый день, уважаемые родители (законные представители! Я рада встрече с вами. Сегодняшний семинар-практикум, я бы хотела начать с загадки:
Пять – да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки,
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»
Угадайте, Как их звать?
(Пальцы)
-Правильно, пальцы.
Тема нашего семинара – практикума посвящена как раз им, а точнее – мелкой моторике рук и ее роли в развитие речи детей.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, для эффективного развития ребёнка.
Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей, а также с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме.
Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?
Родители (законные представители) меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Недаром наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием!
А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
Мелкую моторику рук развивают : игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, а также, толстыми и тонкими карандашами. Хороши в рисовании восковые мелки, причем, когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки. Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д. Одевание и раздевание игрушек.
Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Дети любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать трафареты. Развивает точность и выразительность, координацию движений, стимулирует развитие внимания и памяти пальчиковый театр. Повышает усидчивость и концентрацию внимания. Пальчиковый театр – настоящая палочка-выручалочка, он рекомендован детям, у которых имеются проблемы при произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах.
Ежедневно проводить с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы развивать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбираются таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Пальчиковые игры это вид деятельности, который способствует развитию моторики создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
Игры с конструктором, которые способствуют развитию мелкой моторики и представлений о цвете и форме ориентировке в пространстве.
Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок воспитывает внимательность и наблюдательность.
Важно отметить, что родители (законные представители, желающие, чтобы ваш ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:
– многофункциональность;
– экономическая выгода;
– общедоступность.
Например:
1. Ребё нок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
2. Развивающая игра : «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
3.«Упражнение с бельевой прищепкой»
Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок.
На каждый ударный слог он цепляет прищепку к верё вке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку".
4.«Игра с шишкой»
И вот еще одна игра. Но для начала чтобы поиграть, надо нам с вами сделать пальчиковую гимнастику (раздаем шишки).
«Шишки словно ежики
Колются чуть-чуть
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею».
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
-А сейчас, я хочу предложить вам, уважаемые родители, имеющиеся различные пособия и игры для развития мелкой моторики рук младших дошкольников (показ, рассматривание, комментарии)
-Хочу предложить вам памятки о способах развития мелкой моторики. Передавайте их друг другу.
- Спасибо вам, что вы нашли время посетить семинар-практикум для родителей.
Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей.
До новых встреч!