Гончарова Елена
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется впервые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослым, формируется потребность в речевом развитии.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Речь играет огромную роль в развитии ребёнка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребёнка перестраивает его основные психические процессы, мыслительные операции, анализ
Старший дошкольный возраст - это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности, речевого развития. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
Игра не только ведущий вид деятельности дошкольников и средство их всестороннего развития, но еще и важнейший воспитательный метод, помогающий организовать реальную социальную практику для дошкольника. Благодаря игре мы реализуем следующее:
- психика ребенка изменяется для последующего перехода на более высокую ступень развития;
- порождаются различные стороны личности;
- развиваются процессы самосознания и самооценки;
- развиваются творческие способности;
- насыщается эмоциональная сфера;
- развивается речь и восприятие, воля, чувства и мышление;
- познается окружающий мир;
- познается система человеческих взаимоотношений;
- устанавливаются отношения со сверстниками.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Особенность дидактических игр определяется их названием. Это обучающие игры. Они разрабатываются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Но для играющих дошкольников образовательное значение дидактической игры не проявляется открыто, а реализуется посредством игровой задачи, игровых действий и правил.
Ребенка привлекает не обучающая задача, заложенная в игре, а возможность проявить активность, разворачивать игровые действия, выиграть.
Каждая дидактическая игра имеет свое определенное правило, это главное отличие одной игры от другой. Правила могут разрешать, запрещать, делать игру интересной.
В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того, игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови предметы».
В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия воспитателя с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. Дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.
Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.