Макарова Наталья Николаевна
Развитие мелкой моторики и творческих способностей у дошкольников через экопластику
и творческих способностей
у дошкольников через экопластику.»
Составила: Макарова Наталья Николаевна
Воспитатель первая квалификационная категория
МБДОУ "Детский сад№33 "Клубничка"
г. Тамбов
2019
Публикация «Развитие мелкой моторики и творческих способностей у дошкольников через экопластику» размещена в разделах
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Она взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга.
Для развития мелкой моторики рук в своей группе организовала сенсорный уголок, в котором расположились театр пальчиковых кукол, настольный театр, театр из бросового материала, рассматривая и играя, дети интересуются из чего изготовлена та или иная игрушка. Для развития мелкой моторики я использую нанизывание бусин на шнуровки, крышки, пособие «застежка». Моя педагогическая копилка оснащена картотеками игр по развитию мелкой моторики рук : пальчиковые игры, игры с бусинами. Перспективу в этой деятельности вижу в создании проекта «Дом пуговки».
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития (воображение, память, внимание) ребенка и развития его речи. Для развития мелкой моторики рук, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование, пальчиковая гимнастика. В процессе деятельности с детьми обратила внимание, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита мелкая моторика рук. Это объясняется возрастными особенностями детей и недооцениванием родителями влияния развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на интеллектуальное развитие. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Изучив литературу в области психологии и педагогики (Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., по развитию творчества и экопластики (Лыкова И. А., перечитав множество публикаций в интернете, я увлеклась техникой экопластики, и пришла к выводу, что экопластика – есть средство развития мелкой моторики рук, поэтому тема моего исследования является «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством кружковой деятельности «Экопластика».
Цель моего исследования: развитие мелкой моторики и творческих способностей у дошкольников через экопластику.
Задачи образовательной области художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены на слайде, перед собой я ставлю следующие задачи:
- знакомить с различными техниками экопластики и приемами художественного творчества;
- развивать психические функции;
- развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность (активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми);
- развивать речь - умение логически излагать свои мысли;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать творческие способности;
- расширять коммуникативные способности;
- воспитывать желание работать в коллективе;
- формировать самостоятельность и уверенность в себе, самооценку;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру, бережное отношение к предмету и материалу;
- формировать добрые чувства (дает возможность их выразить в подарках, изготовленных своими руками);
- воспитывать волевые качества (усидчивость, доводить начатое дело до конца).
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого, к сложному – важное условие при обучении экопластики.
4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.
Экопластика - вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов.
«Экопластика» включает в себя такую составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (безвредность для здоровья, с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Работа над композициями из природного материала развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Курс программы состоит из двух этапов. 1этап – дети 3 –4 лет. 2 этап – дети 4-5 лет. Срок реализации курса – 2 года.
Этапы реализации программы:
I этап – Задачи:
•Создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, аппликации, как виду художественно-творческой деятельности посредством экопластики; •Знакомство с экоматериалами, их свойствами, техникой работы. •Развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с природным материалом.
•Учить составлять композиции; •Повышение интереса к новому виду деятельности с использованием природного материала.
II этап – Задачи:
•Развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
•Совершенствовать умения и навыки детей в работе с известными материалами. •Учить создавать выразительные композиции, используя различные экоматериалы и техники работы с ними.
Посмотрим, что мы можем развить и сформировать в целом:
• дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы изображения при помощи природного материала;
• дети научатся приемам работы нетрадиционным художественным материалом
• у детей разовьется мелкая моторика рук;
• сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
• разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
• сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
• сформируются навыки самостоятельности.
Отсюда следует, что развитие мелкой моторики рук через экопластику влияет на всестороннее развитие ребенка.
У меня в руках основа – это дополнительная общеразвивающая программа «Экопластика», реализуя ее, ребенок:
- овладеет основными культурными способами деятельности,
- положительным отношением к миру,
- будет обладать развитым воображением,
- он достаточно хорошо будет владеть устной речью,
- у ребенка будет развита крупная и мелкая моторика,
- он будет способен к волевым усилиям,
- и проявит любознательность.
И на этапе завершения дошкольного образования ребенок будет готов к школьному обучению.