Григорьева Светлана Андреевна
Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, то есть они могут взаимно активизироваться.
Что такое мелкая моторика
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Тонкая моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с центральной нервной системой, способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей.
На начальной стадии развития ребенка именно тонкая моторика свидетельствует о его интеллектуальных способностях и общем состоянии. Дети, имеющие недостаточно развитию моторику рук, часто роняют карандаши, вилки, ложки, им сложно самостоятельно зашнуровывать кроссовки, застегивать молнии и пуговки. Кроме того, им бывает крайне трудно собрать раскиданные детали конструктора «Лего», собирать мозаику, перебирать счетные палочки. Поэтому такие дети часто отказываются от аппликации, лепки и отстают от своих сверстников во время занятий.
Важность развития
Правильное развитие тонной моторики способствуют становлению речи у ребенка, повышению его интеллектуальных способностей и стремлению к творческой деятельности. Кроме того, она оказывает воздействие и на ловкость рук, которая в будущем становится основой скорости реакции и одной из составляющих памяти, логического мышления, рассудительности, воображения и внимательности у детей.
Поэтому мероприятия по развитию мелкой моторики рук с помощью дидактических игр обязательно должны быть включены в программу по развитию речи, подготовки к письму и формирования способностей к самообслуживанию у дошколят. От того, как ловко дети смогут научиться манипулировать собственными пальчиками, зависит их последующее развитие.
К сожалению, сегодня многие родители нередко забывают о важности развития тонкой моторики у детей. На обуви и предметах гардероба находятся липучки вместо шнурочков и пуговиц, далеко не каждый ребенок вяжет, вышивает, выжигает, пилит лобзиком, помогает родителям мыть игрушки, перебирать крупу.
Сегодня развитие моторики предполагает выполнение специальных упражнений с малышом. При этом занятия не должны быть скучными для него, поэтому они организовываются в виде полезных и увлекательных дидактических игр.
Из чего состоит
Самая первая игрушка у любого ребенка – это его руки. С их помощью он начинает познавать мир, который его окружает. Первый тактильный контакт происходит еще не совсем осознанно, но по мере взросления ребенок начинает сознательно выбирать движения пальчиков и рук. От ловкости управления пальчиками зависит последующее развитие дошкольника.
Развитие мелкой моторики включает в себя:
- формирование хватательных движений – захват вещей разных размеров 1 или 2 руками (мячики, погремушки);
- захват веществ или предметов щепотью (3 пальчиками);
- формирование соотносящих действий – умения правильно комбинировать 2 вещи или 2 части одной вещи (пирамидки, вкладыши, матрешки);
- развитие навыков управления пальцами рук.
В первое время движения руками и пальчиками неуклюжие, но потом они становятся более четкими и верными.
Возрастные нюансы
Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Заучивание информации с применением такой гимнастики способствует улучшению внимательности, мышления и воображения. С ранних лет с детьми играют в такие игры, как «Сорока-белобока», «Ладушки». При купании младенца к играм можно добавить дополнительные приспособления (маленький резиновый эспандер, мячик). Кроме того, послы мытья ручек у малыша можно массировать и вытирать каждый его пальчик отдельно мягким полотенцем.
После 3 лет в игры можно вводить усложненные задания: сортировка гороха, бобов, нанизывание больших бусинок или пуговок на веревочку, закручивание крышки баночки или пузырька, надевание колечек на пальчики, прикрепление прищепок для белья к веревке, лепка из теста, пластилина, сборка конструкторов и пазл, расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молний.
Дошколятам часто предлагается лепка из теста или пластилина, рисование, изготовление поделок. Эти занятия способствуют эффективному развитию моторики ручек ребенка.
Популярные и эффективные игры
Существует несколько эффективных упражнения для дошколят. Среди них:
«Делай как я». Взрослый (родитель или воспитатель) должен изобразить какую-нибудь фигурку своими пальцами. Малыш должен повторять движения за взрослым.
«Повторяй за мной». Для этого упражнения используются пуговки разных цветов. Папа, мама или воспитательница раскладывают на столе определенный узор. Малыш должен изобразить такую же фигуру, взяв пуговицы своими маленькими пальчиками. Если с первого раза у ребенка не получится, фигуру необходимо упростить и попытаться снова. Если и в таком случае не получается, то ребенок сам должен придумать узор, а взрослый – повторяет за ним.
«Золушка». Это упражнение способствует эффективному развитию тонкой моторики. Необходимо смешать на ровной поверхности 2 разновидности крупы, например, просо и горошек. После этого необходимо отобрать горох от проса. Чтобы игра получилась максимально увлекательной, можно попытаться посоревноваться с ребенком.
«Дорожка из бельевых прищепок». Разноцветные прищепки для белья тоже могут оказать посильную помощь в развитии моторных функций. Нужно взять 10-15 разноцветных изделий и поделить их ровно на 2 части. Одна из частей будет использоваться ребенком, а другая – взрослым. После этого в духе соревнования малышу необходимо предложить смастерить из прищепок дорожку. Для этой цели прищепка цепляется за хвостик одна к другой.
«Колобок улыбается». Сначала на 2 листках формата А4 необходимо изобразить 2 колобка с носиком и глазками (улыбку изображать пока не нужно). Затем малышу нужно дать 2 кусочка пластичной массы (тесто или пластилин) и попросить его, чтобы он сделал улыбки для нарисованных колобков. Для этой цели кусочки раскатываются, чтобы из них получилась длинная колбаска. Их нужно закрепить на рисунках, чтобы у колобков получилась грустная или веселая улыбка. Со временем задание можно усложнить. Например, можно делать сразу 2 колбаски из пластилина, используя обе руки. Также можно раскатывать пластилин одним пальцем.
Но при выполнении любых упражнений необходимо учитывать, что они должны проводиться исключительно под наблюдением взрослого. Это поможет исключить вероятность попадания маленьких вещей в нос или рот малыша.