Лиана Бакирова
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.
Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связанна очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. На всех кончиках детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой центр, это как раз и влияет на развитие ребёнка.
Хороший эмоциональный фон создают именно игры с пальчиками. Они учат слушать и понимать смысл, повышают речевую активность ребёнка. Он начинает концентрировать свое внимание и правильно распределять его. Если малыш будет выполнять упражнения, вместе с короткими стихотворениями, то речь его станет более ритмичной, четкой и яркой. А также у него появится контроль над выполняемыми действиями. У малыша развивается фантазия и воображение. Познав многие упражнения, он легко сможет с помощью рук, рассказывать истории. И в результате этих пальчиковых упражнений, кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность, гибкость и силу, а позже это облегчит овладение навыком письма.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность.
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника :
• Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
• Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
• Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Таким образом, можно сказать, что развитие мелкой моторики необходимо для младшего дошкольного возраста. Так как это оказывает огромную значимость в его умение излагать свою мысль, красиво писать и рисовать в будущем. А также в целом оказывает отличное действие на организм. Самое главное, не упустить время. Ведь ребёнок растет очень быстро, и некоторые процессы не обратимы. Всё нужно делать вовремя. И все самое главное закладывается в самом начале. Чтобы к школе ребёнок умел писать, читать и, конечно же, четко и правильно разговаривать. Так как на этом и строится его дальнейшая успеваемость. Задача педагогов и детских психологов, донести до родителей, важность развития мелкой моторики. Значение игр для ее развития. Ведь самое главное, что работа над мелкой моторикой, дает положительный результат, только тогда, когда она проводится регулярно.
Памятка для родителей
• Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
• Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
• «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
• Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
• Организуйте игры с пластилином, тестом.
• Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
• Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
• Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
• Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
• Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
• Запускайте пальцами мелкие волчки.
• Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
• Режьте ножницами.