Юлия Иванова
Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Лебедева Юлия Александровна(ГБДОУ ЦРР - детский сад №2 Колпинского района СПб)
В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Публикация «Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н. А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам.
Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.
Мелкая моторика развивается при помощи различных средств деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная. В процессе занятий по изобразительной деятельности в средней группе, педагоги часто используют нетрадиционные техники рисования, как например: оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки и т. д., способствующие развитию мелкой моторики кисти руки : зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.
Изобразительная деятельность, в том числе и использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, рассматривалась исследователями Н. Г. Морозовой и В. Г. Петровой в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственного развития.
В целом, анализ литературы показал, что в настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей, ряд программ включает задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, но на практике воспитатели чаще всего их не используют в своей работе с детьми.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы занятия по нетрадиционному рисованию. Такие занятия создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений и развитию точности движений пальцев рук.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и является важнейшим средством эстетического воспитания.