Коляскина Наталья Николаевна
Развитие личности детей группы раннего возраста через фольклор малого жанра
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о значении фольклора малого жанра в развития личности ребенка в группе раннего возраста в условиях ДОУ. Система работы по данному направлению реализуется в рамках Образовательной программы ДОУ.
Ключевые слова: личность ребенка, фольклор малого жанра, ранний возраст.
Публикация «Развитие личности детей группы раннего возраста через фольклор малого жанра» размещена в разделах
Знакомство с фольклором малого жанра происходит у маленького ребёнка с самого рождения. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мама нежно обращается к нему. Все это формирует его как личность, помогает развиваться[2].
Но учитывая развитие века компьютерных технологий и быстрого ритма жизни сегодняшних родителей, процесс развития личности ребенка в раннем возрасте, можно считать упущенным. Вот этот пробел восполняем мы педагоги в условиях ДОУ. Ведь не все взрослые знают и могут спеть своему ребенку колыбельную. Не все дети, подрастая, видят в своем доме красивые детские книжки, слышат мелодичную музыку. К сожалению, таких семей все больше и больше. И поэтому семья оказалась, духовно бедной. А ведь именно там юная жизнь начинает свое развитие как личность[1].
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, речи, что ведет к развитию и становлению его как личность.
Приобщение детей к фольклору малого жанра, не проявляется само собой[3]. Систему работы по данному направлению реализую в рамках Образовательной программы ДОУ.
Моей целью является: сформировать у детей в группе раннего возраста познавательный интерес к фольклору малого жанра и с помощью этого интереса развитие ребенка как личность.
Хочу рассказать, почему я использую фольклор в работе с детьми. В первую очередь, решаю образовательные задачи:
-слушая колыбельные песенки, ребенок получает представление о мифологических образах, развевает словарь;
-пестушки вызывают радостные эмоции и формируют межличностные отношения;
-потешки, заклички и приговорки - настраивают ребенка на уважительное отношение ко всему живому, являются сводом приемов физического воспитания;
-прибаутки используем при наблюдении в природе, в быту. Они помогают ребенку заметить и запомнить впечатления.
Работая в СП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы детский сад «Василек» в группе раннего возраста более 7 лет, пришла к выводу, что в организации режимных моментов, проведении всех видов игр, непосредственной образовательной деятельности, встречи вновь пришедшего ребенка, а особенно в период адаптации ребенка к детскому саду очень хорошо помогают потешки, прибаутки, песенки.
В своей работе я выделила два направления:
1. Использование фольклора в играх – занятиях. Здесь я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается действие: звери начинают говорить человеческими голосами, поют, пляшут, играют.
Знакомство с фольклором малого жанра вначале организуется мной наглядность: через показ движений, действий.
Игры – занятия строю на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения и положительно на него реагировали. Например, при чтении потешки «К нам пришла собачка» у детей стимулируем звукоподражание[4]. Спрашиваем, как лает собачка? И добиваемся от детей ответа, потому что сначала дети прислушиваются, а затем охотно подговаривают весёлые слова и выполняют указанные действия.
Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь передать ребенку свое настроение. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек.
Эффективно также применение приема действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие.
Ещё один используемый мною приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей тела игрушки. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение и «подаем голос». Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли Бабушки-Сказушки, с яркой, цветной шалью на голове, они с интересом рассматривают меня. С восторгом играют в игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с Бабушкой- Сказушкой, рассказывать ей о козе.
Напевая колыбельную, дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают. Малыши не только слушают песенки, которые я им пою, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей.
2. Так же использую фольклорные произведения в повседневной жизни, потому что не все режимные моменты вызывают у малышей радостное отношение. Например: время умывания используем потешку «Водичка, водичка умой мое личико!»», а потешка в процессе кормления, помогает вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Еще самым важным считаю в развитии личности детей в группе раннего возраста - это предметно-развивающая среда. Поэтому согласно направлению своей работы я подбираю красочные книги с фольклорными произведениями, скачиваю записи песенок, потешек, прибауток, подбираю костюмы, атрибуты, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.
Моя работа не была бы плодотворной, если не помощь родителей. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными людьми. Поэтому я рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком и как использовать произведения этого жанра дома. Завели в уголке родителей блокнот «Давай выучим вместе!». Но так как мы живем в ногу со временем, эти, же тексты для удобства родителей мы размещаем в чатах родителей.
После проведенного мной исследования результатов моей работы можно сказать, что при целенаправленном и систематическом использовании в своей работе воспитателя фольклора малого жанра дети через небольшой промежуток времени начинают активнее проявлять себя в играх, на занятиях, и речевая активность этих детей значительно улучшается, значит дети развиваются и как личность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ (в соответствии с ГОСТ)
1. Алексеева М. М. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников». -Академия, 1999.
2. Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», Вып. 1 «Младенчество. Детство.» - Москва, Художественная литература. 1991.
3. Князева О. К., Маханёва Л. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. -Детство -Пресс. 2000.
4. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание дошкольников». - М., 2004.