innessa
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно представить современную жизнь без межличностного взаимодействия. Успех коммуникации с окружающими зависит от навыка общения, культуры поведения и, безусловно, личностных качеств. Для детей подражание взрослым – базовый способ овладения речевым общением. Прежде всего семья формирует социально-коммуникативную компетентность ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме того к концу дошкольного периода ребенок должен научиться сотрудничать. Слушать и слышать, обмениваться информацией.
Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:
любительский театр;
игровая деятельность.
Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.
Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.
Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.
Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:
развивает выразительность речи;
расширяет лексикон;
избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.
Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.
Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.
В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.
Ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетно ролевая игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.
Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:
умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
умения сопереживать;
навыков урегулирования конфликтов;
выразительности речи.
Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.
Важно помнить, что ребенок имеет свои коммуникативные права :
право на свою систему ценностей;
право на ответственность;
право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
право на индивидуальность и своеобразие;
право на независимость;
право на отстаивание своих чувств.