Виктория Казакова
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки»
В настоящее время многие дети (придя в образовательное учреждение) испытывают трудности в коммуникации. В большинстве случаев это связано с отсутствием (недостатком) контактов со сверстниками, дефицитом детско-родительских отношений и увеличением информационного потока (гаджетозависимость).
Публикация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сенсорной сказки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для решения данной проблемы педагогами предлагаются разные приемы работы со сказкой, так как именно сказка всегда была понятна и интересна детям, и работа над ней позволяет решить различные проблемы, в том числе и коммуникативные.
Ребенку понятнее работать со сказкой и через нее понимать законы (правила) и устройство мира, взаимодействие с окружающим (со сверстниками и со взрослым).
Но прочитать сказку порой бывает недостаточно…
В своей деятельности работу по развитию коммуникативных навыков у детей мы проводим посредством сенсорной сказки.
Сенсорная сказка – это сказка, при восприятии которой задействованы органы чувств. Такую сказку можно не только слушать, но и потрогать, понюхать, пропеть, ощутить телом, а еще самому стать героем сказки (принять на себя роль ведущего, прожить эмоции, помочь другу).
В рамках работы по сенсорной сказке мы развиваем следующие коммуникативные умения и навыки :
- устанавливать контакты;
- поддерживать общение;
- сохранять отношения;
- отстаивать интересы;
- разрешать конфликты;
- пользоваться невербальными средствами общения;
- понимать окружающих.
Методы и приемы, используемые нами:
1. Чтение и обсуждение. Формирование коммуникативных компетенций с помощью чтения предполагает непосредственное общение между автором, читающим и слушающими, что в конце приводит к формированию собственного мнения, которое передает отношение к прочитанному. Художественные образы создают атмосферу для выражения чувств и эмоций и, как следствие, формируют коммуникативные компетенции. Здесь важен и этап обсуждения, так как он характеризуется созданием проблемной ситуации, при которой воспитанники вынуждены вступить в дискуссию и обратиться к методу коллективной работы.
2. Хороводы
Хороводные игры - верные помощники в развитии коммуникации детей. При организации игры - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. В этих играх дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
«Есть у нас огород»
Материл: подушка для главного героя, ободок репка (либо шапка с картинкой репка).
Один из детей садится в круг (либо в кругу предмет-репка, на голову надевает шапку с картинкой репка. Ребенок становится – символической репкой. Остальные участники ходят по кругу и выполняют определенные движения по тексту (по аналогии с игрой «Каравай»).
Когда игра заканчивается, главный участник выбирает следующего. Так играем, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.
3. Практические упражнения – позволяют развивать коммуникацию в игре (в том числе и телесную, соблюдать правила, действовать вместе, действовать сообща, умение брать на себя роль (в том числе и ведущего, меняться ролями, умение ждать своей очереди.
«Свинки»
Дети садятся по кругу спиной друг к другу и выполняют определенные движения (тактильный массаж) по тексту.
«Будем речку мы спасать»
Материал: синяя ткань, камушки или кристаллы 4х цветов.
Дети помогают героине сказки очистить речку от камней. Дети встают в круг, берут синюю ткань и держат все вместе. Специалист кладет на ткань камушки (кристаллы) четырех цветов, дети выполняют движения по тексту, а потом сортируют собранные камушки в мисочки по цветам (красный, синий, желтый, зеленый).
«Теремок упал»
Материал: парашют (любая ткань, игрушка медведя, фигурки всех героев сказки, либо дети в масках героев сказки.
Дети встают в круг, и специалист предлагает детям взяться за парашют – это будет крыша нашего теремка. В центр парашюта помещают игрушку медведя. Далее движения выполняются по тексту:
4. Моделирование ситуаций – рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала. Отражая в игре конкретные ситуации, воспитанники используют усвоенные ими знания и умения. Моделирование ситуации требует разделения ролей между участниками, которые вступают в отношения между собой, что находит отражение как в действиях, так и в репликах.
«Новый теремок»
Материал: блоки.
Давайте с вами построим новый теремок для наших героев. Специалист называет, кто какой берет блок, ориентируясь на его цвет. Дети действуют по очереди.
«Болото»
Материал: ортопедические сенсорные кочки, кувшинки, дети в масках героев сказки.
Идут наши герои по лесу, и видят впереди болото. Заяц резво начал прыгать по кочкам.
Специалист раскладывает кочки друг за другом, чередуя их с кувшинками, каждый ребенок по очереди идет по кочкам и перешагивает кувшинку.
5. Обыгрывание эмоциональных состояний – здесь воспитанники знакомятся с различными эмоциями, учатся снимать эмоциональное напряжение, развивают самоконтроль. Подобные игры формируют у детей умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению, учимся помогать им и поддерживать их, доверять; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
«Развалился теремок»
Материал: одноразовые стаканчики, картинки теремка, блоки, фигурки всех героев сказки.
Ребята, давайте с вами покажем, как медведь развалил теремок.
Детям раздается по одному стаканчику с изображением теремка. Специалист считает до 5, дети с размаху ладонью на счет 5 - хлопают по теремку. Расстроились наши звери, медведь предложил им построить новый теремок.
«Старуха сильно гневается»
Материал: пластиковые одноразовые стаканчики.
Специалист опять раздает детям одноразовые стаканчики, каждый ребенок берет стаканчик и на счет 1, 2, 3 давит стаканчик правой рукой/ногой. Далее выполняем тоже самое - левой рукой/ногой.
6. Игры со словами – данные игры направленны на преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости, развитие умения действовать совместно, воспитание интереса к партнеру по общению, развитие связной речи.
«Колобок покатился»
Материл: сенсорные мячики, музыкальное сопровождение – песня «Колобок»
Под песню «Колобок» дети выполняют соответствующие движения при помощи сенсорных мячиков как на своем теле, так и на теле сидящего справа/слева.
«Аууууу»
Материал: магниты красного и зеленого цвета на каждого участника.
Специалист раздает детям по два магнита, ребенок кладет перед собой сначала красный, а потом зеленый магнит. Специалист показывает, как будем действовать: указательным пальцем левой руки нажимаем на красный магнит и говорим громко и коротко: «А», далее указательным пальцем правой руки нажимаем на зеленый магнит и тянем его вправо, говоря протяжно: «УУУУУУУУУУУУУ». При усложнении делаем наперекрест, меняя руки.
7. Элементы инсценировки - главное предназначение данных упражнений (игр) — создание коммуникативной среды (реальной или условной, которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетентности дошкольников, которая заставляет включаться в коллективное обсуждение, точно формулировать свою позицию, обосновывать собственную точку зрения, обозначать возникающие трудности, учитывать мнение партнера, приходить к общему решению.
В процессе работы с элементами инсценировки претерпевает изменения и внешняя сторона детской коммуникации : ребята приобретают навыки использования собственного голосового диапазона, разнообразного интонационного рисунка речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний (грусти, радости, тревоги, восхищения, удивления и т. д.).
Обыгрывание сказки «Теремок» со слушателями семинара (приложение2)
Вывод:
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков происходит на протяжении всей жизни, и чем лучше ребенок их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.
Умение общаться – это талант. Так давайте развивать его в детях!
Ведь это достойная цель, способная изменить качество жизни Вашей и окружающих.
Приложение 1
«Свинки»
Поросятки все сидят,
На друзей своих глядят. (дети сидят друг напротив друга парами)
Кулачками мы стучим, (стучим кулачками по ногам соседа)
И по ножкам мы бежим. (поднимаемся по ногам кулачками снизу вверх)
Сделали ладошки (показываем ладошки)
Погладили немножко. (гладим ноги)
Пальчиками нажимаем (нажимаем на ноги пальчиками)
Там-там-там, (нажимаем на ноги пальчиками и поем)
И ладошками играем (дети играют в ладушки)
Бам-бам-бам. (хлопаем друг другу по ладошкам и поем)
«Будем речку спасать»
Будем речку мы спасать, (качаем ткань)
Будем камни поднимать. (поднимаем ткань)
1, 2, 3 – камни с речки убери! (подбрасываем блоки вверх, так чтобы они упали на пол)
«Теремок упал»
Стоит в поле чистом
Красивый теремок (держимся за парашют в кругу)
Был он раньше низок (опускаемся вниз)
А теперь высок (тянемся наверх)
Захотелось мишке -
Медведю в теремок. (специалист показывает медведя)
Он залез на крышу,
Улегся на бочок. (специалист кладет на парашют медведя)
Задрожала крыша (трясем парашют)
Аяяяяяяяй.
Ты мохнатый миша,
Побыстрей слезай! (топаем ногами, ругаемся на медведя – грозим пальцем)
Мишка рассердился,
На крыше прыгать стал. (подкидываем медведя на парашюте)
Теремок дрожал,
Теремок дрожал,
Теремок дрожал, (трясем парашют)
А потом упал. (садимся на пол и роняем парашют)
«Колобок покатился»
Текст песни:
Любил играть с детишками
Веселый колобок,
С девчонками, с мальчишками
Резвился он как мог. (катаем мячик между ладошками)
В ладоши дети хлопают,
А колобок бежит.
По ручкам поднимается – ууууууу (катим мячик по рукам)
По ножкам опускается – ууууууу (опускаем мячик по ногам)
По плечикам стучит –
Бам, бам, бам, бам, бам. (стучим по плечам)
Все выше, выше катится
И на головку – прыг! (кладем мячик на голову)
По лобику – туда-сюда,
Туда-сюда, туда-сюда (катаем по лбу)
По щечкам –
Дым, дым, дым, дым, дым, (стучим по щекам)
По ушкам – вжик и вжик (нажимаем на уши)
Веселый озорник.
Гуляет по животику
Веселый колобок, (катаем по животу)
По спинке он катается,
По спинке он катается (катаем по спине)
И на коленку – скок! (кладем мяч на коленку)
На правую, на левую,
На правую, на левую (скачет мяч с коленки на коленку)
А после на бочок.
На правый бок, на левый бок,
На правый бок, на левый бок (прыгает мячик на разные бока тела)
Веселый колобок.
Любил играть с детишками
Веселый колобок, (подбрасываем мячик и ловим)
С девчонками, с мальчишками
Резвился он как мог. (кидаем мячик в центр круга)
Приложение 2
Хоровод
В гости к сказке мы идем.
С сказкою мы встречи ждем.
В круг, ребята, становись.
Крепко за руки держись.
Ты друзьям скажи «привет».
И скорей маши в ответ.
Моделирование ситуаций
По тропинке в лес идем
Мы шагаем и поем
Та-та-та-та-та-та-та
По тропинке в лес бежим,
На дорожку мы глядим.
Встали дружно на пенек, сделай так скорей, дружок.
Перешагнули через пенек,
Сделай так скорей, дружок.
Игры со словами
«Мышка»
(раздаются мячики сенсорные) :
Любит играть с детишками веселенькая мышка,
С девчонками, мальчишками резвится по утрам:
По ручкам поднимается, по ножкам опускается, по плечикам стучит.
Гуляет по животику, гуляет по животику и на коленку – скок!
На правую, на левую, на правую, на левую. И сразу в теремок.
Практические упражнения
«Накормим лягушку»
Давайте поймаем ей комариков:
для этого используем комариков на палочке с ниточкой и зеленые перчатки, либо силиконовые прихватки.
Хоровод
Зайка, зайка, выходи.
Зайка, зайка, попляши.
Мы тебе похлопаем, и ножками потопаем.
Зайка, зайка, посмотри.
Друга ты себе найди.
Практические упражнения
«Хвост лисы» - сенсорная игра
Специалист или ребенок берет один мячик (пушистый или колючий, пушистый – хвост лисы, далее проходит и дотрагивается до любой части тела детей, у детей при этом закрыты глаза. Когда дети открывают глаза, их спрашивают: «Это лиса или ежик?», дети отвечают и показывают до какой части их тела коснулись.
«Логово волка» - сенсорная игра
Педагог предлагает детям пролезть через логово волка, предварительно его осмотрев (это либо плед мягкий, либо тоннель с искусственным мехом/шкурой).
Обыгрывание эмоциональных состояний
«Развалился теремок»
(раздается по пластиковому стаканчику с изображением теремка, воспитатель считает до трех).
Элементы инсценировки
«Строим теремок»
Из мягких блоков, либо конструктора дети по схеме выстраивают новый теремок