Марина Козлова
Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей с ОВЗ посредством автоматизации звуков в играх-драматизациях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития дошкольников с ОВЗ актуальна на сегодняшний день. Она является важной и трудно решаемой задачей. Удачное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением раскрывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению стихнуть, содействовать его дальнейшему развитию.
Темочки:
- Автоматизация звуков. Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей.
Дети с ОНР, как правило, инертны, пассивны, зачастую замкнуты и пугливы. Как же развивать надобность к общению, жажду говорить?
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых различных играх. И чем полнее и многообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, развитие элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь : увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Мы пришли к выводу, что помочь детям могут всевозможные игры-драматизации.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Здесь дети-артисты.
Дети понимают, что речь актёра должна быть разборчивой, звучной, выразительной.
Мы стараемся, чтобы в играх-драматизациях участвовали все дети, даже самые застенчивые, ведь ребёнок во время драматизации ощущает себя непосредственно и свободно.
Мы считаем, что важным условием руководства играми - драматизациями являются индивидуальный подход.
Мы используем драматизацию на всех занятиях: индивидуальных, групповых и фронтальных.
На всех занятиях дети выполняют пальчиковую гимнастику с речёвкой.
На индивидуальных занятиях мы берем любое четверостишье и проигрываем его с ребёнком. Это диалог двоих: наш и ребенка.
Игры планируются заранее. Определяется программная задача, обдумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется).
В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми — драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем. Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Мы обращаем внимание родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи детей. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры – драматизации дома.
Список литературы
1. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И. А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004.
4. Мазурова Н. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
6. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - СПб. :Речь; М. : Сфера, 2о11.- 128 с.