Наталия Борисова
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном обучении имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным средством являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также для развития творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию. Кроме того, палочки Кюизенера развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера» размещена в разделах
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
В педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место.
Необходим новый подход к организации математического развития дошкольников, в частности, ключевое внимание должно уделяться игровым, проблемным, занимательным методам и средствам обучения.
Математическое развитие детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, таким как игры с палочками Кюизенера.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером. Цветные счётные палочки Кюизенера используются с целью познания ребёнком чисел и цифр, действий сложения и вычитания на основе состава чисел из двух меньших, измерения и т. д.
Таким образом, палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» и пр.
Вся работа должна проходить поэтапно.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки Кюизенера. Занятия с палочками Кюизенера рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Ведущей при обучении является группа практических методов: упражнения, игра, моделирование, создание проблемных ситуаций. Игры и упражнения с палочками Кюизенера позволяют создавать и поддерживать познавательную мотивацию, заинтересованность детей.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя и выделяя правильные действия и суждения детей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
С помощью палочек Кюизенера мы :
1. Знакомимся с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
2. Развиваем умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Который? Сколько?»
3. Закрепляем представления о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
4. Закрепляем умение делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
Использование математического материала, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности. Это дает нам повод для дальнейшего активного использования палочек Кюизенера в образовательном процессе, т. к. этот материал может применяться в усвоении разнообразных математических отношений (не только количественных, но и величинных, пространственных и пр.).
Спасибо за внимание.