Татьяна Переяслова
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Публикация «Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка, в то время как хаотические цветовые и световые эффекты также могут негативно повлиять на психику ребенка, стать следствием неврозов. Поэтому работу по развитию цветового восприятия необходимо вести грамотно, предварительно изучив многочисленный опыт исследователей (Н. М. Погасова; А. В. Никитина; Н. В. Нищева; И. В. Тюфанова; Т. С. Комарова, И. А. Лыкова и др.)
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я поняла, что без построения системы работы по художественно-творческому направлению в интеграции нескольких видов изо-деятельности ребенка, без привлечения разнообразных средств и методов развития цветовосприятия из других образовательных областей, таких как экспериментирование, физминутки, литературное чтение, есть риск потерять мотивационную составляющую у детей в процессе развития цветового восприятия. При этом необходимо предусмотреть и создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка.
В Игровую Образовательную Ситуацию по ИЗО-деятельности, как основную форму работы с детьми, я вношу проведение физкультминуток с использованием приемов цветовосприятия и называю их Цветоминутки. При этом литературный материал соответствует основной теме деятельности детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми включает в себя наблюдения в природе, работу с цветом при ознакомлении с окружающим. Совместная продуктивная деятельность с подгруппой детей с использованием интеграции разных видов изобразительной деятельности преобразовалась в целый блок мероприятий «Принцесса Радужка ищет друзей». Эффективны дидактические игры на развитие цветовосприятия, а также построенная на них индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития цветового восприятия.
Чтобы детям было еще интересней экспериментировать с цветом, я ввела рубрику «В гостях у ученого Цветоскопа», дети с удовольствием проводят опыты с изобразительными материалами и делают новые открытия. Активным помощником выступает художественная литература, способствующая развитию цветового восприятия. Например, в осеннем цикле чтения мною были включены произведения И. А. Бунина «Лес точно терем расписной», Э. Федоровской «Осень на опушке краски разводила» и др.
Современные педагоги, проявите фантазию и выдумку, уделите немного больше внимания развитию цвета у детей и вы увидите, что ваши воспитанники станут более творческими, активными и счастливыми!