Ольга Галушка
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС это «Развитие музыкальных способностей».
Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию. Без развития чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.
Актуальностью своей работы считаю: целенаправленное развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют развитию умственных способностей психических процессов, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Поставив целью работы - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр определила для себя следующие задачи:
1. Создать музыкально-развивающую среду в системе музыкального воспитания, обеспечивающую развитие музыкально - ритмических способностей ребёнка.
2. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкально-ритмических способностей.
3. Развивать у детей чувство ритма и метроритмические чувства в процессе разных видах музыкальной деятельности.
Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать следующие приемы:
Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.
Использование дирижерских жестов, мелкой моторики, ритмопластики.
Так же можно использовать оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
Творческие ритмопластические импровизации.
Для развития чувства ритма при пении можно использовать следующие упражнения:
Прохлопывание ритма ладошками, палочками.
Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
Пение по ритмическим картинкам.
Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
Хлопки по кругу.
Подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.
Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.
Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – это движение. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.
Для правильного, ритмичного и легкого выполнения танцевальных движений нужны систематические упражнения, в которых ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, вырабатывается техника движений и тренируется/развивается чувство ритма :
Пружинящие полуприседания и вставания на носки, вырабатывающие навык пружинящего движения.
Ритмичное движение под музыку в соответствии с её жанровыми, характерными особенностями (марш, полька) Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц) – передача музыкального образа.
Танцевальные импровизации.
Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок : одна группа воспроизводит «топающая пятка» — половинки, другая «дробный шаг» — четверти, третья «носочки» движется в ритме восьмыми.
Отработка понятия музыкальная пауза в движении.
Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку.
Движение с музыкой и без неё.
Музыкальные игры на развитие чувства ритма.
Моя цель сегодня: познакомить вас, с моим личным опытом развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Ритм у дошкольников развивается с помощью ритмических упражнений.
Сегодня я представлю примеры проявления ритмического чувства детей в различных видах музыкальной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию небольшие видео ролики. Я собрала нарезки с выступлений детей, чтобы проиллюстрировать, как проявляется ритмическое чувство у ребят в разных видах музыкальной деятельности.
Заключение
Подводя итоги можно, с уверенностью утверждать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников.
В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, вследствие, этого они не боятся общаться со сверстниками и со взрослыми, выступать перед зрителями.
В результате занятий по ритмическому воспитанию дети научились
• Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, используя звучащие жесты, движение, шумовые инструменты;
• использовать слова как основу для составления ритмических цепочек, импровизировать ритмические цепочки на основе цепочек слов.
• «Переносить» ритм слов на инструменты и звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой.
• Исполнять метрический пульс под музыку различного характера