Зуева Любовь
Развитие активной речи малышей с помощью «звучащих картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация: «Развитие активной речи малышей с помощью «звучащих картинок»
Широко известны исследования отечественных психологов о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. По мнению А. Н. Леонтьева, «формирование и развитие отдельных психических процессов происходят не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности». В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несёт смысл внешнего принуждения. Понятие «деятельность» подчёркивает связь субъекта с предметами окружающей его действительности. Как подчёркивал Д. Б. Эльконин, «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребёнку, если он включается в неё, активно развиваться.
Речевое развитие дошкольников в нашем детском саду является приоритетным. Учитывая увеличивающееся число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи, мы поставили перед собой задачу активизировать речь детей раннего и младшего возраста, пополнить их активный словарь. Методика развития речи располагает множеством приёмов, воспитатели успешно их используют, но наиболее эффективным в нашей практике стал метод «звучащих картинок».
Для малышей самые привычные речевые образцы – это малые фольклорные жанры. Воспитатель наполняем ими повседневную ребёнка, поэтому они стали базой для нашего метода. Но в процессе работы мы дополнили произведения народного творчества небольшими стихами, которые легко воспринимаются малышами и могут воплотиться в «звучащей картинке».
«Звучащие картинки» - это иллюстрация к произведению фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному ребёнку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время ярок, укрупнён, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.
Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребёнку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) её содержание. Но в этом случае визуальное воздействие дополняется тактильным и двигательным воздействием. Таким образом, оказываются задействованными все три репрезентативные системы: актуальная, визуальная и кинестетическая. Нельзя не отметить и эмоционально-творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Ребёнок, добавляя к ней ту или иную деталь, испытывает удовлетворения оттого, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.
Преимущество картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съёмных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально. Картинки полифункциональны : они позволяют решать целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, речи, а также изобразительная деятельность, трудовое и нравственное воспитание).
Благодаря максимальной включённости ребёнка в работу по созданию «звучащей картинки» показ картинки на последующих этапах деятельности производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.