Ирина Долдонова
«Раз, два, читаю я слова!» Обучение чтению детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.
Для того, чтобы выучить буквы, научиться читать и писать, ребёнок должен достичь определё нного уровня развития: у него должен быть развит фонематический (речевой) слух, развито пространственное восприятие, зрительное внимание, память, процессы звукового синтеза и анализа и т. д. Обычно всё это происходит в дошкольном возрасте в результате различных видов деятельности.
Публикация «„Раз, два, читаю я слова!“ Обучение чтению детей 5–6 лет» размещена в разделах
Когда детей с раннего возраста начинают обучать чтению и грамотному написанию слов, они быстрее начинают различать устную и письменную речь, увлекаться чтением и навыками письма. Без сомнения, дети, которые в дошкольном возрасте овладели навыком чтения и письма, будут лучше учиться в школе. Изучение алфавита также важно, потому что слова содержат звуки и буквы, таким образом, обучение детей алфавиту с раннего возраста поможет им быстрее понять, как звуки и буквы складываются в значимые слова, которые можно не только прочитать, но и написать.
Современная методика обучения чтению начинается со звуко - буквенного анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного гласного звука. Ценность этой методики состоит в том, что обучение по ней положительно влияет на грамотность детей, развивает так называемое чувство языка.
Знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
Исходя из этого, каждая тема должна начинаться с изучения звука: ребёнку предлагается выделить звук из слова, уточнить его произношение, определить место звука в слове; и уже тогда звук представляется ребёнку во всём его многообразии. Одновременно ребё нок знакомится с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный. Затем ребёнку предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – выработать умение ребё нка не путать понятия звук и буква:
Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Это те действия, которые ребёнок может совершать, они понятны ему, поэтому мы можем смело пользоваться такими определениями.
Для лучшего запоминания образа буквы, можно продемонстрировать изображение образной буквы и весёлое стихотворение о ней, затем её печатное изображение.
Жираф так сильно удивился,
Когда в пруду воды напился:
Он вдруг увидел букву У
В этом маленьком пруду.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита лучше всего начинать с гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э», потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и в конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными («Л», «М», «Н», «Р») – позволяет ребёнку читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Необходимо помнить, что при обучении фонетическому разбору слов надо побуждать ребёнка произносить не их алфавитное название, а тот звук, который они обозначают в слове (малина – не «мь», а «м», лев – «ль», что будет способствовать хорошему различению твёрдых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.
Представить малышу йотированные гласные – «Я», «Е», «Ё», «Ю», можно как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки «А», «Э», «О», «У», но если согласный перед ними звучит мягко, то пишутся буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю».
Затем следует знакомить ребёнка со звонкими и глухими согласными, что позволяет ему хорошо усвоить парность по звонкости/глухости.
Одновременно можно начинать работу над ударением, которое собирает слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит ребёнку преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.
Когда слоги читаются легко и просто, можно учить складывать из них простые слова. Здесь тоже полный простор для фантазии. Слова можно выкладывать из конструктора, пуговиц, листьев, ракушек, цветной бумаги, рисовать мелом, красками, выжигать, выпиливать, вырезать.
Успеха Вам в этом нелёгком, но благородном деле!