Дымаренко Наталья
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства:
«Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»
Задачи:
• продолжать формировать представление о пейзажной живописи, расширять знания о творчестве художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание.
Публикация «Рассматривание репродукции картины И, И, Левитана „Март“» размещена в разделах
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения; развитие связной речи – умения вести беседу по картине, умения составлять рассказ по пейзажной картине, обогащать речь детей; развитие воображения, фантазии.
• Вызвать эмоциональный отклик на художественные произведения.
Материалы: портрет художника И. И. Левитана, репродукции его картин, презентация, аудиозапись отрывка музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. МАрт»
Ход занятия: Организационный момент: психогимнастика «Давайте порадуемся»
-Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
-А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
-И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
-«Доброе утро!» - скажем мы вместе
(берутся за руки)
-«Доброе утро!» — мамам и папам,
-«Доброе утро!» — нашим гостям.
Основная часть:
1 слайд
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на экскурсию в картинную галерею к художнику. Левитану.
Исаак Ильич Левитан любил изображать на своих картинах природу во всей её красе в разные времена года.
3слайд
Ребята, скажите, пожалуйста, как называются картины, где изображена природа?
Дети: Пейзаж.
4 слайд
Воспитатель: Молодцы! Поэтому Исаака Левитана называют художником-пейзажистом.
С одной из этих картин мы уже знакомы. Кто нам покажет и назовет её? (Один ребенок выходит и показывает картину «Золотая осень». Воспитатель хвалит.)
5 слайд
Воспитатель:Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной Исаака Левитана. А с какой именно вы догадаетесь, если внимательно послушаете отрывок из стихотворения А. Плещеева:
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
-Природу можно изобразить не только словами, но и красками.
Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
(Воспитатель дает время для рассмотрения картины. Звучит отрывок музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Март.)Название картины не говорит.)
Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
Дети: Весну!
Воспитатель: Почему вы так думаете? По каким признакам можно определить, что наступила весна?
6 слайд
Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце.
Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца?
Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает когда светит солнце. От деревьев падают тени.
Воспитатель: А какое время суток изображено на картине?
Дети: День.
Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой?
Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый.
7 слайд
Воспитатель: Как изображен снег?
Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из-под снега где-то показалась земля – проталины. На крыше снег подтаял.
8 слайд
Воспитатель: Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачное, прозрачное, как будто сияет, радуется.
9 слайд.
Воспитатель:А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.
Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны.
10 слайд
Воспитатель: На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие.
Как мы можем догадаться, что он рядом?
Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник.
11 слайд
Воспитатель: Чтобы добиться нужного цвета - оттенка, художники смешивают краски. Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?
Дети: Светлых и ярких, только в лесу краски темные.
Воспитатель: Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать.
Предлагаю вам отдохнуть, мы сейчас с вами тоже превратимся в художников.
Пальчиковая гимнастика «Я – художник» (выполняют стоя) :
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги».Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы.
Направо дом, Налево сад.
. (Пальцы складываются домиком.)
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми
пальцами - «ветер раскачивает ветки»).
И дождичек их мочит.
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
Потом поставил стул на стол,
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой руки.)
Тянусь как можно выше.
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь, улыбка на лице).
12 слайд
Воспитатель: В начале нашей экскурсии я вам не сказала, как называется картина. Как бы вы хотели её назвать?
Ответы детей
Воспитатель: Исаак Левитан назвал картину «Март». Как вы думаете, подходит ли это название к ней? Почему? (Дети отвечают.)
А теперь послушайте мой рассказ о картине :
(тихо включается музыка П. И. Чайковского)
На картине “ Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы.
Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Лучи солнца согрели всю местность, кроме леса. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. Но снег уже не тот, что зимой. Снег стал серым, плотным, он осел. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот-вот зажурчат ручьи. Местами из-под снега появились проталины. На крыше крыльца снег подтаял и снежная глыба вот-вот соскользнет вниз.
Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые.
Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга.
13 слайд
А сейчас предлагаю вам задание (творческое задание на развитие воображения) : Представьте, что вы оказались внутри картины. Что бы вам захотелось сделать там? Что бы вы могли услышать там? Какие звуки? (Ответы детей.)
14 слайд
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия закончилась.
С творчеством какого художника мы познакомились?
Как называется его картина, которую мы рассмотрели?
Какие чувства вызывает картина?
15 слайд
Вам хотелось бы нарисовать весну?
16 слайд
Желаю удачи!