Алёна Зайцева
Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Публикация «Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей» размещена в разделах
Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Это кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребёнка. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Понимая это, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
-формировать интерес и любовь к художественному слову;
-способствовать формированию духовно – нравственных качеств через чтение художественных произведений;
-развивать умение отмечать плохое от хорошего, поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
-совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, продуктивно взаимодействовать в разных видах деятельности);
-формировать чувство уверенности в себе, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, желание помогать нуждающимся.
Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, пересказ, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.
Особое место отвожу в группе речевой деятельности. В группе оборудована библиотека, каждую неделю дети могут выбрать новую, понравившуюся книгу и в выходные дни прочитать с родителями. В групповой библиотеке представлены сказки художественной литературы, соответствующие возрасту, картинки, раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимали участие дети их родители. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно- развивающей среде мои воспитанники могут реализовать свои творческие замыслы. Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают личностные качества.
Художественное слово помогает детям с самого раннего возраста понять красоту окружающего мира. Технология «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой, по которой мы работаем, предусматривает наличие полочек разной тематики. Выставляя книги на данные полочки, я знакомлю детей с книжной графикой (Е. Рачев; Н. Кочергин; Ю. Васнецов, с иллюстрациями к сказкам (К. Ротов; Н. Радлов; В. Конашевич; В. Сутеев, с иллюстрациями к веселым книжкам (А. Пахомов; Ю. Жуков, с иллюстрациями к стихам рассказам о детях (Е. и Н. Чарушины; М. Митурин; В. Курдов; Я. Манухина; С. Куприянов; В. Горячева, с иллюстрациями к рассказам о животных (А. Слепков; В. Юдина; М. Афанасьева; В. Горячева).
При реализации данной темы накоплена большая материальная база:
-сделана подборка детской художественной литературы, в которой ярко прослеживается нравственная направленность;
-накоплен иллюстрационный материал «Уроки доброты»;
-приобретены книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
-изготовлены и приобретены настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;
-изготовлены атрибуты к русским народным сказкам: маски, шапочки;
-созданы копилки с пословицами и поговорками о добре, дружбе, родине, труде;
-пополнены педагогические копилки фольклорными произведениями (стихами, песенками, попевками, пестушками, считалками, народными играми по данной теме).
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Ведь родители — первые главные воспитатели!
Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
В работе с родителями были использованы разные формы работы. В родительский уголок выставляли консультации «Духовно- нравственное воспитание через художественное слово», «Значение художественной литературы в воспитании детей», рекомендации «Художественное слово в воспитании дошкольников», проводили беседы на тему «Роль потешек в воспитании детей». Была создана копилка с потешками «Сборник потешек на все случаи жизни». Был проведен круглый стол с родителями «Положи свое сердце у чтения».
В уголок для родителей ежемесячно помещаю информацию о традициях, духовных ценностях воспитания и развития дошкольников. Также постоянно обновляется материал рубрики «Православный уголок», где родители знакомятся с праздниками, традициями христианского народа, правилами и устоями православной церкви.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка. В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком проявить себя таким в обществе.