Альмира Фургина
Паспорт проекта «Расскажем детям о великих людях нашей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Когда мы любим, гордимся отечеством —
это значит, что мы гордимся его великими людьми,
т. е. теми, которые сделали его сильным
и уважаемым на исторической сцене»
И. П. Павлов.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Публикация «Паспорт проекта „Расскажем детям о великих людях нашей страны“» размещена в разделах
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История формирует пространственно — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа. Можно ли говорить о воспитании любви к своей стране без сообщения детям определенных знаний о ней?
Дети должны знать, что у каждого человека есть Родина, которой он гордится и которая может гордиться им. Основная цель воспитателя — помочь показать детям их страну, в которой они живут через историю, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Но дети дошкольного возраста очень часто с трудом отличают то, что произошло с ними накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать им, возможно, придётся о событиях столетней или даже тысячелетней давности. История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если её правильно преподнести. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания — важно правильно начать знакомить детей с историей, чтобы было интересно. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, а также уважение к труду людей науки и искусства.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть их может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных достижениях людей России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребята, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта они приобретут знания об истории России, о достижениях отечественной науки и искусства, о людях, прославивших свою страну трудом, способностями и знаниями, то можно считать цель и задачи проекта выполненными.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Тип проекта – образовательный.
Масштаб – среднесрочный.
Цель: развитие коммуникативной и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность педагога-детей-родителей по изучению достижений отечественной науки и искусства; воспитание у детей патриотизма на примере служения науке и искусству великих людей России.
Задачи:
Образовательные:
поддерживать у детей интерес и тягу к знаниям, которые выработало человечество;
Развивающие:
развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности дошкольников;
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду великих людей России и гордость за достижения отечественной науки и искусства;
целеустремлённость на примере жизни гениальных людей нашей страны.
Перспективное планирование по проекту
Январь
2 нед
«Поэты и писатели России». Рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. Михалкова,, И. А Крылова и др.
Беседы на тему: «Мой любимый сказочный герой», «Чем сказка отличается от рассказа».
Викторина «Угадай сказочного героя».
ЧХЛ – А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «У Лукоморья дуб зеленый…»; «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Сатлане»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
«Сказка о попе и его работнике Балде»;
С. Михалков «Дядя Степа»; Л. Н. Толстой «Филлипок».
Лепка «Любимые герои произведений К. И. Чуковского».
Рисование «Мой любимый сказочный герой».
Консультация для родителей:
Знакомство дошкольников с творчеством писателей
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Продолжать знакомство с поэтами и писателями России; закрепить знания о произведениях А. С. Пушкина, С. Есенина,К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, И. А Крылова; рассказать детям о жизни и творчестве этих великих людей; прививать интерес к истории своей страны.
3 нед
«Русские композиторы и худож-ники». Прослушивание произведений П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского – Корсакова, С. С. Прокофьева.
Музыкальная деятельность - музыкальные игры; игра на металлофоне; воспроизведение ритмического рисунка на барабане, бубне, тамбурине; рисование под музыку русских композиторов.
Рассматривание иллюстраций и картин Левитана, Шишкина, Айвазовского, Васнецова.
Знакомство с художниками иллюстраторами.
Знакомство с изобразительным искусством: портрет, пейзаж, натюрморт.
Развитие речи - «Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками».
«Составление описательного рассказа на тему «Моя картина».
Рисование «Обложка для книги сказок».
ЧХЛ – Ю. Гречко «Художник»;
Г. Ветрова «Исаак Левитан. Сказка о грустном художнике»;
Г. Ветрова «Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике»;
Г. Ветрова «Иван Айвазовский. Сказка о волне и художнике»;
Консультация для родителей:
«Знакомство дошкольников с творчеством великих художников и композиторов»
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Продолжить знакомить детей с композиторами и художниками нашей страны и их произведениями; рассказать о жизни и творчестве П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского – Корсакова, С. С. Прокофьева и их вкладе в развитие музыкального искусства; рассказать о Левитане, Шишкине, Айвазовском, Репине, Васнецове и их вкладе в развитие живописи,прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее композиторов
4 нед
«Ученые и изобретатели нашей страны». Рассматривание портретов Ломоносова, Менделеева и других ученых.
Познавательно – исследовательская деятельность - «Наш помощник – микроскоп», «В мире химии», «Путешествие в мир стеклянных вещей», «Знакомьтесь – фарфор», «Великие изобретатели нашей страны»
ЧХЛ - М. В. Ломоносов «Лишь только дневной шум замолк», «Послушайте, прошу, что старому случилось».
Рассматривание иллюстраций изобретений Кулибина, А. Можайского, П. Яблочкова,
А. Попова, В. Зворыкина, А. Понятова.
Беседа на тему: «Чтобы я изобрел, если бы стал изобретателем…».
Конструирование из бросового материала «Робот – помощник».
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку развить изобретательность?»
Консультация для педагогов:
«Конструирование в ДОУ»
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Познакомить детей с учеными нашей страны; рассказать о Ломоносове, Менделееве и их вкладе в развитие российской науки;
«Изобретатели». Продолжить знакомить детей с изобретателями нашей страны и их интересными изобретениями; рассказать об, В. Зворыкине, Г., А. Можайском,П. Яблочкове, Котельникове, А. Понятове и их вкладе в развитие науки; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее изобретателей, прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее ученых.
Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конструкторско-технические умения.
Февраль
1 нед
«Космонавты». Рассматривание иллюстраций о космических кораблях, спутниках и снаряжении космонавтов.
Рассматривание иллюстраций о Ю. А. Гагарине, его соратниках – Г. С. Титове, А. А. Леонове, В. В. Терешковой и др. ;
С. р. и. «Космонавты».
Игра –викторина по станциям «Космическое путешествие по радужным планетам».
ЧХЛ - Ю. А. Гагарин «Вижу землю»;Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»;О. Повещенко «Космонавт».
Аппликация «Полет в космос»
Рисование «На космических просторах…»
Консультация для родителей «Расскажи детям о космосе»
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Обобщить и уточнить знания детей о покорении космоса; познакомить с историей жизни первого космонавта - Ю. А. Гагарина, его соратников – Г. С. Титова, А. А. Леонова, В. В. Терешковой и др. ; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее космонавтов.
Расширить знания детей о космосе; учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах, различные планеты, звезды, пользоваться шаблоном; закрепить умение располагать предметы, по всему периметру листа.
2 нед
«Полководцы нашей страны в разные времена» Рассматривание иллюстраций о полководцах Александре Суворове, Михаиле Кутузове, маршале Жукове.
Лепка «Богатырь и его конь».
Рисование «Богатыри Всея Руси»
С. р. и. «Армия».
Настольная игра «Защитники Отечества».
Вечер загадок о военной технике и военных профессиях.
Развлечение ко Дню Защитников Отечества.
ЧХЛ - Н. Головина «Моя первая русская история в рассказах для детей»; С. П. Алексеев «Рассказы о Суворове»;
Викторина «Богатыри земли русской»
Консультация для родителей
«Полководец Победы»
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с историческим прошлым России»
Образовательные области:
Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Продолжать знакомство с великими людьми нашей страны; рассказать о полководцах Александре Суворове, Михаиле Кутузове, маршале Жукове, об их победах; познакомить с праздником - Днем Воинской Славы России и историей его появления; прививать интерес к истории своей страны; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь; закрепить знания о военных профессиях и военной технике разных времен.
Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях.
Оживить представление детей о былине, о былинных героях: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вспомнить назначение оберегов.
Закрепить знания детей о творчестве художника М. В. Васнецова по картине «Богатыри».
Закреплять знания о природе страны, продолжать учить отражать в рисунке красоту своего края, всей России: пейзажи, сюжеты, развивать творческие способности, воображение, память.
Воспитывать в детях чувство любви к Родине и интерес к красоте природы, которая нас окружает.
3 нед
«Правители нашей страны в разные времена». Рассматривание портретов Ивана Грозного, Петра 1, Екатерины Великой и др. правителей нашей страны; символов России (флага, герба) в разные времена.
Беседа на тему: «Если бы я был президентом».
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта «История России и государственных символов».
Тема: «История возникновения государства Российского». Занятие по рисованию в подготовительной группе «Моя Родина-Россия»
Консультация для родителей
«История древней Руси»
Образовательные области:
Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Познакомить с историей правления царей на Руси; рассказать о сходстве и отличии действий царя и президента; рассказать о правлении царей Ивана Грозного, Петра 1, Екатерины Великой и их вкладе в развитие Руси; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну.
4 нед
«Спортсмены» Рассматривание иллюстраций о спортивном инвентаре и видах спорта
.Дидактическая игра:
«Назови спортсмена».
Аппликация «Пловцы».
Спортивные игры на прогулке.
Эстафеты.
ЧХЛ- Галишникова
«Всегда полезно спортом заниматься»; В. Пахомов «Легкая атлетика»; М. Санадзе «Когда я вырасту, я стану хоккеистом».
Рисование «Мы любим зимний спорт».
Итоговое занятие о Великих людях нашей страны.
Консультация для родителей
«Спорт и дети»
Образовательные области:
Художественно – эстетическое», «Речевое», «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Физическое»
Задачи:
Закрепить знания детей о зимних и летних видах спорта и спортивном снаряжении; познакомить с российскими спортсменами – победителями и призерами различных соревнований; воспитывать чувство гордости за спортсменов нашей страны
Сроки реализации проекта: декабрь-февраль
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
• Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
• Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.
• Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2 этап - Реализационный (содержательная часть).
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций.
• Изобразительная деятельность.
• Беседы.
• Игровая деятельность.
• Тематические вечера (викторины)
3 этап. Итоговый
• Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о развитии науки искусства в нашей стране, о достижениях великих людей в разные времена через мониторинг.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
• Повышение познавательной активности детей в ходе знакомства с достижениями великих людей России в разные времена.
• Обогащение представлений детей о причинах различных изобретений в сфере науки и искусства.
• Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т. п.
Планирование образовательной деятельности
Список использованной литературы:
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
5. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М. : «Лист», 1999 г. – 144с.
6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. // «Управление ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5).
7. Наследие. И быль и сказка. : пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры. / Е. В. Соловьёва, Л. И. Царапенко – М. : Обруч, 2011, - 144с.
8. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой; художник М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с. : ил.
9. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.