Марченкова Людмила
Паспорт проекта «Я и родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №1 «Огонек» города Рудни
ПАСПОРТ
проекта в области гражданско-патриотического воспитания
Наименова
ние проекта
«Я и родной край»
Сведения о руково
дителе проекта Марченкова Людмила Анатольевна
География
проекта
Публикация «Паспорт проекта „Я и родной край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
(субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект) МБДОУ детский сад №1 «Огонек» города Рудни, Руднянская районная детская библиотека, Городской Дом культуры, «Детский городок» при городском ДК, МУП «Почта России», социально-культурный центр г. Рудни, МБОУ «Спортивная школа города Рудня, Казанский храм г. Рудни, ПЧ-18 города Рудни, Руднянский краеведческий музей, братская могила №1 возле средней школы №2 города Рудня, памятник ракетной установки «Катюша», Сквер ветеранов, бюст М. А. Егорова, Стена Героев.
Срок реализации проекта Проект «Я и родной край» рассчитан на 1 год 5 месяцев. Первый его блок, имеющий название «Городок мой с названьем негромким», продолжительностью в 8 месяцев, реализовывался с 11.01.2016 по 31.08.2016. Второй блок – «По родному Смоленску», являясь логическим продолжением первого, реализован в срок с 01.09.2016 по 31.05.2017.
Продолжительность проекта (в месяцах) : 17
Начало реализации проекта : 11 января 2016 года
Окончание реализации проекта : 31 мая 2017 года
Краткое содержание проекта
Тип проекта : долгосрочный. Вид проекта : групповой, детско-родительский. Проект предназначен для вовлечения педагога детей и их родителей (законных представителей) в активную деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников с целью формирования у них гражданственности, патриотизма, воспитания уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Главный смысл проектной деятельности заключается в создании оптимальных условий для того, чтобы дошкольники смогли шире познакомиться с родным городом и краем, окунуться в его историю, традиции и культуру, увидеть взаимосвязь предметов и объектов окружающей действительности с жизнью общества, принять посильное участие в созидательной деятельности на благо города и людей.
Актуальность данного проекта в том, что он ориентирован на социальный запрос общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о Рудне, Смоленске, родном крае и людях, живущих в них, природе, традициях, тем быстрее они станут опорными для формирования гражданского и патриотического сознания детей. Благодаря этому расширятся возможности системной работы по воспитанию у них любви к Смоленщине и России.
Новизна организации проектной деятельности в том, что в её содержание включено оптимальное количество мероприятий с использованием мультимедийного оборудования и максимально привлечены к сотрудничеству различные организации Рудни, т. е. значительно расширен круг социального партнерства.
Ожидаемые результаты: дети получат начальные знания об истории родного города, Смоленщины, смогут рассказать о некоторых интересных местах Рудни, Смоленска, Гагарина, знаменитых земляках, праздниках и традициях, приобретут опыт совместной деятельности с педагогом и родителями.
Описание проблемы, решению/
снижению остроты которой посвящен проект
В настоящее время все более актуальной становится проблема освоения ребенком социальной действительности, расширения его социального опыта, приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческому и социальному опыту предшествующих поколений, то есть идея патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становясь задачей государственной важности.
Дети - наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина. Поэтому перед государством стоит задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за детьми будущее!
Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого: с любви к своему городу. Мониторинг, проведенный в конце 2015 года, показал неутешительный результат: только у 4 пятилетних воспитанников (16%) имеются достаточные для их возраста знания о родном городе и крае, его истории, достопримечательностях, культурных и социально значимых объектах, жителях, народных праздниках и традициях. Остальные дети имеют отрывочные представления об этих понятиях.
Так обозначилась проблема: многие дети не задумываются о том, что очень мало знают про город и край, в котором родились и живут, так как в силу своего возраста этого не осознают. С целью решения этой проблемы и разработан проект «Я и родной край», в котором нашла отражение интеграция содержания разных видов и форм организации детской деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с родным городом и краем путём объединения усилий педагогов, родителей и различных учреждений города.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. Экскурсии, непосредственное участие в мероприятиях и праздниках – самые любимые занятия детей, поэтому одной из задач работы педагога стала организация сотрудничества с различными учреждениями города, что очень важно для приобщения воспитанников к региональному компоненту.
Анализ родительских анкет выявил такую проблему: родители не знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, крае, какая информация доступна ему в таком возрасте. Поэтому на подготовительном этапе были выбраны те формы сотрудничества с ними, которые позволят родителям «погрузиться в проект», чтобы быть компетентными в этом вопросе.
Основные цели
и задачи проекта Цель проекта :
формирование первоначальных знаний о Рудне, Смоленске, их истории, воспитание у дошкольников гражданско – патриотических чувств, любви к своему городу и краю.
Задачи проекта :
1. Расширение знаний детей о родном городе и крае, его истории, символике, достопримечательностях, названиях улиц, исторических, культурных и социально значимых объектах, его жителях – людях различных профессий, народных праздниках и традициях.
2. Побуждение детей к созидательной деятельности на благо города и людей: принимать участие в обсуждении проблем Рудни, выполнять общественно значимые дела для родного города и жителей, бережно к нему относиться.
3. Содействие активному сотворчеству детей и родителей с упором на совместную деятельность дома и в детском саду через использование хорошо продуманных форм работы с воспитанниками и их родителями.
4. Создание благоприятных условий для оптимальной реализации проекта.
Результаты проекта
Итоговый мониторинг показал, что у дошкольников к 7-летнему возрасту:
- сформировались первоначальные знания о Рудне, Смоленске, их истории, символике, достопримечательностях, названиях улиц, исторических, культурных и социально значимых объектах, и они могут рассказать о некоторых интересных местах Смоленщины;
- расширились представления о его жителях – людях различных профессий, праздниках и традициях;
Дети в ходе реализации проекта приобрели элементарные исследовательские навыки сбора информации, научились прослеживать красоту окружающей природы в разные времена года, у них появился опыт совместной деятельности с педагогом и родителями.
Анкетирование родителей, проведённое на заключительном этапе реализации проекта, показало, что большинство из них теперь знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, крае, какая информация доступна ему в таком возрасте.
Все проведённые мероприятия находили положительный эмоциональный отклик у участников проекта, благодаря чему между ними сложились равноправные партнёрские отношения, царила атмосфера сотрудничества и сотворчества.
Воспитанники активно принимали участие в обсуждении проблем города, выполняли общественно значимые дела для благоустройства, озеленения территории детского сада (участка, закреплённого за группой, сохранению на ней растительности в рамках природоохранной акции «Поможем деревьям пережить зиму!», что позволяет сделать вывод о том, что они любят свой родной город и стараются бережно к нему относиться.
В ходе реализации проекта создана необходимая предметно – развивающая среда:
• приведены в порядок атрибуты к сюжетно-ролевым играм, обновлен уголок ряжения, так как игра является основным видом деятельности дошкольника;
• подобрана художественная литература по гражданско – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки и т. д.) согласно тематике проводимых для воспитанников мероприятий, книжный уголок пополнен недостающей литературой;
• изготовлены новые дидактические игры: «В прошлом и настоящем», «Собери ракету», «Снарядим богатыря», «Что нужно для похода», «Кому что принадлежит»;
• в результате проведенного конкурса на лучшую дидактическую игру «Растения и животные водоемов нашего края» отобрано несколько вариантов игр по этой тематике;
• совместно с педагогом оформлен стенд «Моя мама на работе», выполнены модель танка из бросового материала, макеты некоторых смоленских зданий», коллективная работа «Для любимых мам!» ко Дню матери, иллюстрированная «Книжка-малышка своими руками» на тему «Водный мир», коллективное панно «Для наших мам!» в технике «барельеф» к 8 Марта; на заключительном этапе 1-ого блока изготовлены макет «Мой город», карта города Рудни;
• оформлены совместно с родителями альбомы «Военная техника», «Герб нашей семьи», изготовлены книжки-малышки «Наши великие земляки», буклет с родительскими советами «Ребёнок на дороге».
• подготовлены видеопрезентация «Слава женщинам труда!», мультимедийная презентация «Все на субботнике», фрагмент записи товарищеского футбольного матча ФК «Рудня» - ФК «Металлург» (Ярцево, видеоролики семьи Зиновьевых «Как в Смоленске отмечают День города» и педагога «Труд на благо города», безадресное видеопоздравление от детей престарелым гражданам ко безадресными Дню пожилых людей, видеозапись «По улицам Смоленска», презентация «Архитектура Смоленска».
Не менее важное условие успешной реализации проекта - тесная взаимосвязь с родителями. Непосредственно для них на подготовительном этапе была подготовлена агитационная консультация с целью привлечения их к сотрудничеству, папка-передвижка «Из истории праздника Рождества», размещена информация в родительском уголке на тему: «Что можно рассказать ребенку о названиях улиц Рудни», «Где в Смоленске можно отдохнуть с детьми», организован круглый стол для родителей «Отдохнули на славу!» по обмену впечатлениями о содержательном и активном отдыхе в выходные, проведено подробное инструктирование на тему: «Как изготовить штендер для участия в акции «Бессмертный полк», буклет «Какие музеи Смоленска можно посетить вместе с ребенком».
Взаимодействие педагога, детей с родителями помогло осуществить проект. Совместно с родителями были подготовлены выставки рисунков, творческих работ, книжки-малышки «Наши великие земляки», фотопанно «Новый год и Рождество пришли в наш дом», «Веселились от души!» (о семейном отдыхе, стенная газета «Мы все вместе!», спортивный праздник «Славится богатырской силой русская земля», круглый стол «Разговор с папой», встреча с интересными людьми «Наши многодетные мамы», фестиваль детско - родительского творчества «Космос будущего» соревнование «Мы спортивная семья», проведен туристический поход, разработаны маршруты выходного дня с описанием и демонстрацией мест, предназначенных для семейного отдыха. Воспитанники вместе с родителями участвовали во всероссийской акции «Бессмертный полк», акции «Ты не один», организованной Почтой России, в результате которой была отправлена посылка с диском и изготовленными подарками в интернат временного содержания п. Голынки Руднянского района, экологической акции «Берегите ёлочку!».
Для обеспечения комплексного подхода к ознакомлению детей с родным городом организовано сотрудничество со многими организациями Рудни, работники которых провели для детей экскурсии, а также дети имели возможность непосредственно участвовать в организованных ими мероприятиях и праздниках. В ходе реализации проекта значительно расширилось социальное партнёрство детского сада.
Количественные показатели проекта
Количественные показатели проектной деятельности с детьми.
Итоговый мониторинг, проведенный на заключительном этапе проекта, выявил следующие результаты:
-7 дошкольников (29,2%) имеют достаточные для их возраста знания о родном городе и крае, его истории, достопримечательностях, культурных и социально значимых объектах, его жителях, народных праздниках и традициях;
-15 детей (62,5%) могут рассказать о некоторых интересных местах Рудни и Смоленска;
-только у 2 воспитанников (8,3%) имеются разрозненные сведения о Рудне.
То есть можно сделать вывод о том, что результативность проектной деятельности с детьми составила 91,7%.
Количественные показатели участия в проектной деятельности родителей.
Анкетирование родителей, проведённое на заключительном этапе реализации проекта, показало, что из 83,2% них теперь знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, крае, какая информация доступна ему в таком возрасте, 91,5% опрошенных владеют информацией о том, где в Рудне и Смоленске можно организовать содержательный и активный отдых с детьми.
С целью определения степени «погруженности родителей в проектную деятельность, сначала отслеживались количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: участие родителей в детских праздниках, в выставках, конкурсах, их помощь в оснащении педагогического процесса. Такая работа позволила выделить три группы родителей:
- родители – активисты (5 человек – 11%, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- родители – исполнители (23 человека -51%), которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- родители – наблюдатели (17 человек – 38%). Так появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
К заключительному этапу проекта изменение восприятия родителями себя как участниками воспитательно - образовательного процесса привело к изменению количественных показателей: активные участники педагогического процесса – 18 человек (40%, исполнители, заинтересованные в успешности своих детей - 22 человека (49%); равнодушные наблюдатели – 5 человек (11%). То есть количественные показатели отображают положительную динамику участия родителей в проектной деятельности. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что заинтересованность родителей в проектной деятельности составила 89%.
Количественные показатели продуктов проектной деятельности.
В ходе реализации проекта было получено множество продуктов проектной деятельности. Об их количестве и разнообразии можно судить по материалам, представленным в п. 11 паспорта (см. «Результаты проекта»)