Анна Попова
Работа воспитателя в светлой сенсорной комнате с детьми с УО и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 города Благовещенска»
«Работа воспитателя в светлой сенсорной комнате
с детьми с УО и ЗПР»
Составила воспитатель :
Попова Анна Сергеевна
Благовещенск, 2022
Публикация «Работа воспитателя в светлой сенсорной комнате с детьми с УО и ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Работа воспитателя в светлой сенсорной комнате с детьми с УО и ЗПР
Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир, и от того, насколько богатыми и разнообразными будут его сенсорные ощущения, зависит полнота развития его психики, эмоциональной и физической составляющей. Помочь дошкольнику в познании мира и себя самого поможет детская сенсорная комната, в нашем учреждении две комнаты (светлая и тёмная). Занятия в сенсорных комнатах проводятся в форме игры, а элементы стимуляции отдельных качеств и чувств чередуются с релаксацией, что позволяет управлять эмоциями, налаживать коммуникацию, выстраивать жизненную позицию и создавать мотивационный настрой к любым видам деятельности.
В светлой сенсорной комнате имеется :
Тактильные панели «Сравнение цветов», тактильная дорожка «Супер», дидактические лабиринты, настенные модули «Движение по прорези», «Объемные тела и зеркала» развивают мелкую моторику, активируют двигательную активность ребенка, развивают логическое и пространственное мышление.
Многофункциональный стол с ЛЕГО наборами эффективный инструмент в работе с детьми, требующими особого внимания, корректировки поведения, адаптации в окружающем мире.
Интерактивный стол с программным обеспечением ненавязчиво и в игровой форме вовлекает детей в процесс обучения, используются для развития воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления. Применяется для подгрупповых и индивидуальных занятий, для консультирования и коррекционно-развивающей работы.
Два больших Монтессори набора «14 в одном»
Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, Игровой набор Монтессори 14 в 1 позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).
Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
Не случайно в игровом наборе особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.
Сенсорные материалы — предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности.
Методика Монтессори– это система раннего развития дошкольников, при которой особое внимание уделяется самостоятельности ребенка. При помощи педагогов ребенок сам выбирает, как и чему учиться, в этой методике нет строгих правил.
Развивающий набор разработан таким образом, что ребенок сам, без помощи взрослого может выполнить то или иное задание, найти ошибку и исправить ее, благодаря чему он учится самостоятельности, становится уверенным в себе, удовлетворяет свое любопытство и получает необходимые знания в раннем возрасте.
Методика не ставит ребенка в жесткие рамки. Нет конкретных рекомендаций, которые нужно неукоснительно соблюдать. Дети работают в комфортном для себя темпе, без какого-либо стресса. Задача взрослого – направить ребенка, дать задание, помочь с выбором модуля, создать благоприятную обстановку для развития воспитанника.
Подобные элементы сенсорной комнаты незаменимы для детей с особенностями развития, а также при недостаточной коммуникации со сверстниками.
Занятия в сенсорных комнатах являются частью коррекционно-развивающей работы с детьми и помогают развивать у детей: игровое взаимодействие; развитие двигательной и познавательной активности; обогащения сенсорного и тактильного опыта; преодолевают страх новизны и самостоятельно обследуют окружающие предметы; развивают функции кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов, навыков невербального общения с окружающими.
Сенсорные комнаты помогают снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, создают ощущение надёжности и покоя, дети стали спокойными, у агрессивных детей уходит агрессивность. В сенсорных комнатах созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
1. Ритуал приветствия
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).
5. Ритуал прощания.