оспищева галина дмитриевна
Работа с детьми по приобщению к историческому прошлому родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение ими принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Публикация «Работа с детьми по приобщению к историческому прошлому родного края» размещена в разделах
Огромное значение имеет ознакомление дошкольника с историческим, культурным, национальным, географическим, природным – экономическим своеобразием родного города. При ознакомлении детей с родным краем создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и развивается и речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность активизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников, не только в информационно - просветительском, но и в эмоциональном плане.
В наши дни, дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Этому вопросу было посвящено родительское собрание, на котором рассказали о том, что в нашей группе ведется работа по формированию у детей основ краеведения в рамках ознакомления с родным краем. С историей, бытом, народными умельцами, музыкальной культурой, освоением традиций семейной культуры, православных традиций. В процессе выступления от родителей поступило предложение создать мини-музей «Русская изба» на базе нашей группы. Была изъявлена инициатива по сбору экспонатов для создания музея нашего родного края – города Губкина и его района. К подбору экспонатов для музея были привлечены родители и их родственники, дети, педагоги.
В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:
• интеграция - мини-музея должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Познавательное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;
• деятельность и интерактивность - мини-музея должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
• динамичность и вариативность - экспозиция мини-музея должна постоянно дополняться и обновляться;
• разнообразие - наполнение мини-музея экспонатами, отражающими историческое, природное и культурное наследие нашего родного края.
• региональный компонент - мини-музея должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В мини-музее "Русская изба" представлена экспозиция старинных экспонатов города Губкина и его района: предметы домашнего быта, утварь, игрушки, посуда, одежда. В результате совместной творческой деятельности педагогов воспитанников и родителей в мини - музее появились самодельные куклы, расписные матрешки. Лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Мини музей оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки. Около окна – стол покрытый скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитые рушники, вышитые и вязаные салфетки. Каждый экспонат повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину.
Создавая музей «Русская изба» мы преследовали следующие цели:
• Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего края, желание узнавать новое о его прошлом.
• Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам, развивать патриотические чувства.
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
• Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
• Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой ООД, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. На них дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом своего родного края. Причем работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому методика построения ООД с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками. Учитывая возрастные особенности детей, в мини-музее проводится не только ООД, но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте.
Наиболее ценным, является то, что экскурсоводами в музеях являются сами ребята – воспитанники старших групп. Периодически в детском саду проводятся конкурсы на лучшего экскурсовода, победители которых проводят экскурсии для сверстников и малышей, для родителей и педагогов, а также для гостей детского сада.
Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности.
Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.
Вот некоторые темы ООД и экскурсий, проводимых с детьми : «Русская изба», «Печка-матушка», «История народного костюма», «Русь деревянная», «Русские музыкальные инструменты», «Игры наших предков», «Прялка и веретено», «Колыбельные песни», «В гости к бабушке Матрене», и др.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства продолжается. Мини-музей продолжаем обновлять новыми экспонатами. Мы ищем новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры по тематике музея.
Таким образом, мини-музей «Русская изба», созданный руками педагогов, родителей и воспитанников становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям. Направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста.