Айтканым Акчурина
Природа родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Нод по экологическому воспитанию в старшей группе.
Воспитатель – Акчурина Айтканым Рамазановна.
с. Первомайское Федоровский района Саратовская область
Тема Нод :Природа родного края.
Ведущая область: познавательная.
Цель: продолжать знакомить детей с Красной книгой и ее представителями.
Обучающие:
Публикация «Природа родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• учить детей получать и знания о природных свойствах предметов через экспериментирование; продолжать знакомство детей с животным миром Саратовской области; формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, занесенных в Красную книгу.
- Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир.
Развивающие:
- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.
1. Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к своей малой Родине, любовь к месту, где живешь, её природе.
Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Оборудование: сундук, закрытый на замок, ключ, Красная Книга, ёмкость с загрязнённой водой, вата, марля (бинт, фильтровальная бумага, воронки, стаканы, аудиозапись пения птиц, слайды с изображением (карта, поля, рек, птиц, цветов).
Предварительная работа: проведение с детьми опытов с водой, магнитом, рассказ о Красной Книге; заучивание стихотворений, проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе.
Ход занятия:
Входят в зал, где уже сидят гости, около которых стоит сундучок. Ребята, посмотрите сколько к нам приехало гостей. Давайте поздороваемся. Дети посмотрите внимательно, не появилось ли у нас в зале что – то новое? Находят сундучок. Ой, ребята, а он закрыт. Чем мы можем его открыть? А где же ключ? С помощью чего его можно достать не намочив руки (достаем ключ, открываем сундук, достают книгу (самодельную с названии ем «Жалобная книга природы родного края») Что такое жалобная книга? Что такое наш родной край (рассматривание карты) Это карта нашего района. Как называется наш район? (показ р. п на карте) Где мы живем? (показ села на карте) Дети садятся на стулья
Открывает книгу) Кто мне поможет? (ребенок читает) Ребята! Прислушайтесь ко мне! Я в беде! Я не в силах сама исправить все зло, которое творят люди, засоряя природу, уничтожая зверей, рыб и птиц. Без вашей помощи я сама не смогу навести порядок. Помогите! Природа. Вы хотите помочь природе? Да. Как называют людей, которые берегут, охраняют и заботятся о природе. Экологи.
Песня «Экология»
Пойдем помогать природе? Тогда давайте превратимся из группы мальчиков и девочек в «Зеленых друзей природы» и отправимся с вами в путь – на помощь природе. Вы готовы (дети одевают зеленые галстуки) Давайте посмотрим, куда же нас зовет книга.
На 1 стр книги кнопка нажимаем (в параллели включается магнитофон с шумом реки) Кто же нуждается в нашей помощи (речка)Как называется наша речка? Какие реки района вы ещё знаете?Какие рыбы обитают в ней? Что произошло с рекой? Почему? Как мы можем помочь? дети одевают перчатки, собираем мусор, показ слайда с погибшей рыбой) Какая это рыба? Что произошло? Вот видите, что из за нашей халатности происходит. А можем ли мы напиться с реки? Почему? Давайте наберем воду и возьмем с собой.
См стр 2 книги (нарисована лесополоса)
Куда нас зовет книга?Растет ли у нас лес? Почему?А что же растет у нас?
Откуда они взялись? Для чего их сажают?? (очищение воздуха, защита от ветра полей; снегозадержание для того, чтобы поля набрались влаги и был хороший урожай) Что выращивают на полях (кукурузу, ячмень и т. д)
Обыгрывается ситуация с гнездом Ребенок увидел гнездо с яйцами в траве. Маленькие яйца ему очень понравились. Давайте их возьмем с собой. Ребята, как правильно поступить (проводится физминутка) Какие звери и птицы спрятались от нас в лесополосе и почему? (Дети ищут животных и птиц в лесополосе обитающих в наших краях, закрепляют на магнитную доску) А теперь давайте выйдем из лесополосы и оглядимся вокруг
На экране появляется дрофа
Кто знает, что это за птица? (Ребенок рассказывает) Дрофа — очень крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Ходит неторопливо. Живет в степях. Часто селится на пастбищах, пашнях. Дрофа питается растительной и животной пищей — травами, зеленой частью растений, которые выращивает человек, насекомыми, иногда ящерицами и грызунами. Птенцов выводит с апреля по июнь, откладывает — 1—3 яйца.
Дрофы стало очень мало в природе, поэтому она занесена в Красную книгу
Выходит (Рассказ ребенка-книги, остальные присели на ковер) Красной книгой называется книга о животных и растениях, которым грозит исчезновение. Красная книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!» «Красная книга» - это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Эта книга- сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи.
Так куда же мы с вами попали, благодаря дрофе.
Что такое степь?
Давайте отдохнем в степи и представим ее бескрайние просторы.
Отдых (звучит музыка) Дети ложатся на ковер и закрывают глаза
У степей своя красота. Кажется, можно весь день шагать по безбрежному морю трав, наслаждаясь свободой.
Наиболее прекрасна становится степь весной, с приходом тепла. Напитавшись талыми водами, она преображается. На зеленом ковре молодой травы появляются цветы. Есть что-то особенное и таинственное в этих бескрайних просторах, запахах трав и дуновениях сильных степных ветров. Они загораются разноцветные огни: желтые, красные, белые, лиловые. (дети открывают глаза) На экране появляется тюльпанное поле. Это тюльпанное поле нашего района. (ребенок предлагает) Сколько цветов! Ребята, давайте нарвём большие букеты цветов. Можно ли рвать полевые цветы, почему? Правильно ребята. Тюльпаны занесены в Красную книгу. (Что такое Красная книга?
Почему ученые решили издать Красную книгу? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ).
Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает
изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует,
как сохранить эти редкие виды растений и животных.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Саратовский заказник- особо охраняемая природная территория, расположенная на территории Федоровского района Саратовской области, в верхнем течении реки Еруслан. : Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Ребята, вам понравилось путешествие по Федоровскому району?Природа тоже осталась очень довольна тем, что вы были добрыми и чуткими. Послушайте, как она радуется.
(Слышны звуки природы, дети определяют их)
Возвращение в группу. Но пришло время, и нам пора возвращаться в д/сад, где мы проведем опыт.
- Мы освободили речку от тяжести, собрали весь мусор, но вода по-прежнему грязная. Как очистить воду?
(Дети предлагают разные способы очистки воды (вату, марлю, воспитатель предлагает свой способ фильтровальную бумагу.)
- Ребята, давайте попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.
Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод (При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи. При фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи.) Какой способ самый эффективный? Почему? (старшие уходят)
Инсценирование сказки: «На свете все нужны»
Поссорились как-то на лесной поляне насекомые: бабочка,муравей,божья коровка и дождевой червяк. Долго они спорили,кто из них самый полезный и решили пойти к сове,чтобы она их рассудила.
Сова:-Хорошо, давайте по порядку. Вот ты,муравей,чем полезен?
М. -Я лес очищаю от вредителей. Где есть муравейники,там лес здоровый и чистый.
Сова- Хорошо, ты действительно полезный. Ну а ты, бабочка, какую пользу можешь принести?
Б. - Я летаю с цветка на цветок, переношу пыльцу, отчего потом вырастают плоды и ягоды.
Сова: Да, вижу и ты полезная, оставайся с нами. Очередь божьей коровки.
Б. к. : Я уничтожаю вредных тлей, которые поедают листья деревьев, кустов.
Сова : И ты, божья коровка, очень полезная. Посмотрите, остался один дождевой червяк, уж от него какая польза.
Ч. – А я очень большую пользу приношу: я своими подземными ходами всю землю перекопал, взрыхлил, от этого растения лучше растут.
Сова: Что же получается? Вы все очень полезные и очень важные. Чем полезна бабочка? А божья коровка? Червяк чем полезен?
Все-все на свете нужны
И это все дети запомнить должны. Ребята в природе все взаимосвязано. Помните правила поведения в природе. Охраняйте, берегите ее.