МААМ-картинки

Работа педагога по использованию художественной литературы в воспитании детей

Ольга Яковлева
Работа педагога по использованию художественной литературы в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголка детской души.

В. Сухомлинский.

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, компьютерными играми, нежели чтением книг. Интерес детей к книгам пошел на убыль; а ведь чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач воспитания ребенка, ложиться на нас, воспитателей.

Публикация «Работа педагога по использованию художественной литературы в воспитании детей» размещена в разделах

Знакомство ребенка с литературой должно начинаться с первых лет жизни. Ведь открывая ребенку книгу - Мы открываем ему весь мир. Ведь не даром говорят, что книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями. На примерах героев из художественной литературы мы воспитываем в ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» - Пермяк; «Белка и волк», «Два товарища» - Толстой. Обязательно после чтения книг проводить беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди окружающих.

Для детей, которые рассеяны, не собраны, можно прочитать: «Вот какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» - Чуковского.

Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной литературы, поэзии.

Великим мастером рассказов о природе был В. Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» и другие. Все эти рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.

Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Н. Дурова, Г. Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения классиков – стихи А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева.

Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги С. Я. Маршака «Как печаталась ваша книга» и другие.

И, как я ранее отметила, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей положительных эмоций – у сказок.

В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка.

Если добрая девочка из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу и он награждается ее серебром да бриллиантами за труд и заботу о нем, то ленивую завистливую девочку «награждает» только ледяной сосулькой, что является наказанием за лень и грубость.

Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши.

Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев.

Большое воспитательное влияние оказывают сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки Г. Х. Андерсена… и мн. Др. авторов.

Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»

Можно из этого сделать вывод:

Чтение- это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями.

Учеными доказано, что чтение необходимо для развития мышления ребенка. Чтение учит ребенка- думать, оценивать поступки и действия героев, постигать мир человеческих взаимоотношений. А также чтение развивает психические процессы- такие как: память, речь, слуховое внимание, воображение.

И хочу закончить свое выступление словами В. Сухомлинского «Чтение -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

Публикации по теме:

Особенности восприятия художественной литературы у детей дошкольного возраста Культура поведения - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка различать добро и.

Приобщение детей к прекрасному посредством игр-драматизаций и художественной литературы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.

Картотека чтение художественной литературы для детей 1 младшей группы Карточка № 15 Тема: Чтение потешки «Как у нашего кота» Пр. сод-е: познакомить с потешкой. Развивать память, речь. Формировать интерес к.

Картотека по чтению художественной литературы для детей первой младшей группы Карточка № 22 Тема: Чтение А. Барто «Грузовик» Пр. Сод. : Познакомить с содержанием стихотворения; в процессе рассматривания развивать речь.

Картотека по чтению художественной литературы для детей первой младшей группы Карточка № 10 Тема: Чтение р. н. песенки «Курочка Рябушка» Пр. сод. : Познакомить с содержанием р. н. песенки; учить угадывать животное по описанию;.

Консультация «Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя.

Подборка детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности Предлагаем Вам подборку детской художественной литературы для обучения детей пожарной безопасности. Рассказ об истории огня. С давних.

Роль художественной литературы в словесной деятельности детей среднего дошкольного возраста Роль художественной литературы в речевой деятельности детей 5 года жизни Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего.

Инновационный педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи детей» Инновационный педагогический опыт : «Роль художественной литературы в развитии речи детей». воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа педагога по использованию художественной литературы в воспитании детей
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 09:55
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа педагога по использованию художественной литературы в воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Яковлева (УИ 1506210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД