Наталья Агафонова
Картотека по чтению художественной литературы для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 22
Тема: Чтение А. Барто «Грузовик»
Пр. Сод. : Познакомить с содержанием стихотворения; в процессе рассматривания развивать речь.
Ход: 1. Воспитатель: «Слышите, кто-то мяукает? Что случилось? Это котик к нам пришёл. А как вы думаете, котику нравится кататься в машине?
Дети: Да. Воспитатель: Посмотрите, кот сел в грузовик.
Давайте мы его покатаем. Но кот кататься не любит, он выпрыгнул из машины и опрокинул грузовик.
Публикация «Картотека по чтению художественной литературы для детей первой младшей группы» размещена в разделах
Воспитатель: Наш котик не любит кататься в машине и не привык он, чтоб его катали в машине, поэтому он убегает и опрокинул грузовик, а ещё он большой и тяжёлый.
2. Чтение стих-я «Грузовик»
Нет, напрасно мы решили,
Прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
3. Беседа: Кого решили покатать дети? Уда дети посадили кота? Что сделал кот?
4. Физ минутка.
По дорожке мы шагаем
Топ-топ, ножки, топ!
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
5. Воспитатель читает стих-е А. Барто «Грузовик»
Карточка № 23
Тема: Чтение рассказа «Как Катя нашла щенка»
Пр. Сод. : Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 2-3 слов; упражнять в звукоподражании голосам мышки, собаки, щенка, петуха, кошки;
Ход: 1. Ребята, вы хотите узнать, кого нашла Катя во время прогулки? Давайте послушаем.
2. Рассказ сопровождается показом картинок. Девочка Катя гуляла во дворе. Где гуляла девочка? Она каталась на санках. На чём каталась Катя? Делала снежки из снега. Потом подошла к скамейке и услышала: «Аф, аф». Кто там? Заглянула под скамейку а там лежит щенок. Маленький щенок. Белый, лохматый щенок. Куть, куть! Позвала Катя. Щенок встал на лапы и подошёл к девочке. Кого увидела Катя под скамейкой? Какой был щенок? Как тявкал щенок? Как Катя позвала щенка? Взяла катя щенка на руки и понесла домой. Постелила на крылечко коврик и положила щенка на солнышко. Щенок задремал. Где положила Катя щенка? Что постелила Катя щенку на крылечке? Из дома вышла бабушка. «Тс-с-с», приложила девочка палец к губам и показала на спящего щенка. Что сделала девочка? «Щенок потерялся!»-сказала Катя. Бабушка с Катей пошли к соседям, чтобы спросить у них, не потерялся ли маленький беленький щенок. Хозяева щенка не нашлись. И бабушка с Катей решили щенка оставить у себя. Стал щенок жить у девочки Кати. У кого стал жить щенок? 3. п\и-«Вот сидит лохматый пёс»
Карточка № 24
Тема: Р. н. песенка «Большие ноги шли по дороге»
Пр. Сод. : Познакомить с содержанием русской народной песенкой; развивать речь.
Ход: 1. Посмотрите, какой сегодня хороший день! Солнышко ярко светит нам в окошко. Ветра нет. Видите, веточки на деревьях не колышутся. На землю тихо падает снег. В такую погоду очень хорошо гулять. Вы хотите гулять?
2. п\и-«Большие ноги шли по дороге» под музыку
Дети с воспитателем идут по дорожке и приговаривают русскую народную песенку «Большие ноги шли по дороге…», инсценируя стихотворение.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
3. В: Посмотрите мы пришли в лес! Ах, как красиво в лесу! Красиво, ребята? Давайте погуляем по зимнему лесу и поиграем в снежки.
п\и-«Собери снежочки»
4. Пора возвращаться в детский сад.
5. «Большие ноги шли по дороге»)
6. Где мы сегодня с вами гуляли? А как мы в лес дошли? Ножками. Какие вы молодцы!
Карточка № 25
Тема: Чтение песенки «Курочка рябушечка».
Пр. Сод. : Познакомить с содержанием песенки; учить угадывать птицу по описанию, отвечать на вопросы; побуждать различать птиц и их детёнышей; формировать умение слушать песенку и понимать её содержание.
Ход: 1. На фланелеграфе висит картинка курочка с цыплятами. Ребятки, посмотрите на картинку, кто здесь изображен? Это мама-курица и её детки. Что есть у курочки? (глазки, клюв, лапки). Что они делают? Клюют зёрнышки. Воспитатель. А вот послушайте, что делает курочка-рябушечка:
2. Чтение русской народной песенки.
Курочка-рябушечка, куда ты пошла? На речку.
Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? За водичкой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? Цыпляток поить.
Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
3. Беседа Ребятки, зачем пошла курочка на речку? Как курочка зовет цыпляток? Как цыплята ей отвечают?
4. Физкультминутка.
Роль курицы исполняет воспитатель, дети – цыплята.
«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, желтые цыплятки Квохчет курочка: «Ко-ко-ко», не ходите далеко. Лапками гребите, зернышки ищите. Съели толстого жука, земляного червяка. Выпили водицы целое корытце».
5. Чтение песенки «Курочка Рябушечка»
Карточка № 26
Тема: Чтение стих-я «Больная кукла»
Пр. Сод. : Познакомить с содержанием стихотворения; учить играть с куклой; развивать речь.
Ход: 1. Посмотрите, что то наша кукла не играет. Может она заболела? Давайте измерим температуру. Да, заболела наша Маша. Как же нам её вылечить?
2. Чтение стих-я.
Тихо. Тихо. Тишина!
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
3. Беседа: Почему мы должны тихо разговаривать? Чего хочет куколка? Да! От хорошей песни куколка выздоровеет.
4. Чтение стих-я «Больная кукла»
5. ну что ж давайте Машеньке споём песенку! Покатаем её на саночках.
Пение песни «Машенька Маша»
Машенька, Маша. Куколка наша. В санки садилась. С горки покатилась. Ух!
6. вот и Машенька поправилась! Она хочет у нас остаться.
Карточка № 27
Тема: Чтение стих-я С. Капутикян «Маша обедает»
Пр. Сод. : Учить понимать содержание стихотворения; развивать речь. Ход: 1. Ребята посмотрите, это портрет армянской писательницы С. Капутикян. Она написала стихотворение «Маша обедает». Послушайте отрывок из этого стихотворения:
… Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке.
В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ
2. Беседа: О чём говорится в этом стихотворении?
В чём подают обед собачке? Акурочке-несушке? А из чего обедает Машенька? Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку- что это? (посуда)
3. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре (ударяем кулаками друг о друга)
Мы посуду перемыли (одна ладошка скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики по одному) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой по кругу) Только чашку мы разбили, (загибаем пальчики на другой руке)
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали,
Так мы маме помогали. (ударяем кулачками друг о друга)
4. Чтение стихотворения «Маша обедает».
Карточка № 28
Тема: Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя»
Пр. Сод. : Познакомить с содержанием сказки; развивать память, активизировать речь.
Ход: 1. Посмотрите к нам сегодня на занятие пришла медвежья семья! Медведи принесли с собой сказку. Вы хотите её послушать?
2. сказка сопровождается показом настольного театра). Жила-была девочка, звали ее Машенька. Как-то раз пошла она в лес по грибы и по ягоды. Шла по лесу и пела песенку. Шла, шла она и подошла к домику. Дверь была открыта и Маша вошла в дом. В этом доме жили три медведя, только сейчас их дома не было. Видит Маша, на столе три чашки с похлебкой. Похлебала Маша из первой чашки. Похлебала Маша из второй чашки. Похлебала Маша из третьей чашки. А эта похлебка лучше всех. Видит Маша у стола три стула: один большой — Михаила Иваныча, другой поменьше - Настасьи Петровнин, и третий маленький - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала. Потом села на средний стул. Неудобно, жестко! Потом села она на маленький стульчик. Ах, как хорошо! Стала Маша качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Маша встала и пошла в горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иваныча, другая средняя - Настасьи Петровны, а третья маленькая - Мишуткина. Легла Маша в большую и говорит. Слишком просторно. Легла Маша в среднюю и говорит. Слишком высоко. Легла Маша в маленькую кроватку и говорит. Эта кроватка мне как раз впору. Сказала Маша и сразу заснула. Вернулись домой медведи и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку и заревел страшным голосом.
Кто хлебал в моей чашке? Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко. Кто хлебал в моей чашке? А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом. Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал. Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом. Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко. Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал. Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу. Михайло Иваныч подошел к своей кровати и заревел страшным голосом: Кто ложился в мою постель и смял ее? Настасья Петровна подошла к своей кровати и зарычала не так громко. Кто ложился в мою постель и смял ее? А Мишенька полез в свою кровать и запищал тонким голосом. Кто ложился в мою постель? Вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут/ Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи! А девочка открыла глаза, увидела медведей, выскочила из окна и убежала. И медведи её не догнали!
3. Беседа по сказке: Как звали девочку, которая пошла в лес? Куда пришла Маша в лесу? Кто жил в домике? Как звали медвежонка? Куда ушли медведи? У кого была самая большая ложка? В чьей чашке похлёбка была самая вкусная? Чей стул сломала Маша? Как заревел папа медведь когда увидел свою чашку? Как закричал мишутка, когда увидел девочку в своей кроватке? Что сделала девочка?
4. Маша поступила не правильно. Нельзя трогать чужие вещи. Мишутка очень расстроился из за того, что Маша съела всю его похлёбку. А давайте с мишуткой поиграем.
5. п\и-«Мишка»
Карточка № 29
Тема: Чтение потешки «Дождик».
Пр. Сод. : Вызвать радость от прослушивания литературных произведений; желание повторять отдельные слова за педагогом.
Ход: 1. Ребята, посмотрите девочка стоит под зонтиком. Идёт дождь.
2. Чтение потешки «Дождик»
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
3. Беседа: Что же просят дети? Они просят, чтоб дождик не намочил их, а поливал, поля, леса, луга. Чем лучше дождик намочит землю, тем гуще вырастит трава.
3. А ещё можно дождик послушать как звучит на металлофоне. (воспитатель играет на металлофоне, затем вызывает детей поиграть)
4. п\и-«Погуляем мы с тобой»
5. Чтение потешки «Дождик»
Карточка № 30
Тема: Чтение стих-я Б. Заходера «Сапожник».
Пр. Сод. : Познакомить с содержанием стих-я; учить отвечать на вопросы; развивать речь.
Ход: 1. Дождик всё идёт, идёт. А так хочется пойти гулять. Но если мы выйдем, наши ножки обутые в туфельки, сразу же станут мокрые. Что же делать? Я знаю! Нам поможет сапожник. Это мастер сапожник.
2. Чтение стих-е
Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!
3. Беседа: Что делает сапожник? Сапожник чинит обувь. Давайте посмотрим, что ему принесли для починки? (показываем на картинках разную обувь) а вдруг у нас обувь порвётся, что мы будем делать? Мы пойдём к сапожнику. Чем он чинит обувь? Какие у него инструменты?
4. Чтение стих-е
Карточка № 31
Тема: Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»
Пр. Сод. : Познакомить со стихотворением, учить согласовывать слова в предложении, развивать память.
Ход: 1. Воспитатель предлагает рассмотреть признаки весны. Вот и пришла весна. На улице ярче светит солнышко. Таят сосульки под его лучами. Дни стали теплее. Вот и сменили толстые зимние куртки и пальто на лёгкие, весенние. Посмотрите, на некоторых деревьях уже появились почки с листочками. Снег почти растаял, и сквозь землю начала прорастать зелёная травка, появились первые подснежники.
2. Чтение стихотворения.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною,
В сени к нам летит.
Показывает детям иллюстрации к стихотворению или сюжетные картинки.
3. Вопросы к детям:
Про какое время года рассказывается в стихотворении? Что нарисовано на картинке? Какого цвета трава на картинке? Какого цвета солнышко? Кто прилетел к нам? Как летела ласточка? Покажите. Дети вслед за воспитателем проговаривают фразы из стихотворения (хором и индивидуально).
4. Физкультминутка «Ветер» Ветер дует к нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.
5. Чтение стихотворения.
Карточка № 33
Тема: Чтение р. н. п. «Петушок, петушок»
Пр. сод. : Познакомить с содержанием русской народной песенкой.
Ход: 1. Здравствуйте, ребятки! Отгадайте, кто пришел к нам сегодня в гости? У нашего гостя есть гребешок, бородка, клюв и красивый хвост. А еще он по утрам всех будит, громко голосит: «Ку-ка-ре-ку!». Догадались, кто это? Это петушок. (Показывает игрушку.)
2. Чтение русской народной песенки. Какой красивый петушок!
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Детям спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку поёшь!
Воспитатель в процессе чтения показывает гребешок, бородку, головку петушка.
3. Ребята, вам понравилась песенка? (Да) рассматриваем петушка. Какого цвета гребешок? (Красный) А какого цвета бородка? (Красная) А какой хвост у петушка? (Хвост у петушка разноцветный, пёстрый – пёрышки разного цвета) Как петушок кукарекает? (ку-ка-ре-ку) Покажите, как петушок клюёт зёрнышки? (показывают пальчиками)
4. Дети повторяют за воспитателем. Петушок у нас горластый. По утрам поёт он здравствуй. На ногах его сапожки. На ушах висят серёжки. На головке гребешок. Вот какой наш петушок!
5. Чтение р. н. песенки «Петушок»
Карточка № 32
Тема: Чтение стих-я А. Барто «Девочка – рёвушка»
Пр. Сод. : Познакомить детей с произведением, помочь понять содержание; развивать речь.
Ход:1. Воспитатель, познакомьтесь. У нас в группе появилась новая кукла. Спросите, как её зовут? Пригласите, куклу послушать стихотворение вместе с нами.
2. Чтение стихотворение.
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет, Заливается, Платьем утирается.
УУ-УУ-У.
Вышла рёва на крыльцо,
Рё ва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду. Уу-уу-у---
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьё м:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о.
Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую! УУ-УУ-У.
Дали рёвушке в другой,
Рё ва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а---
Уложили Ганю спать,
Плачет рё вушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У.
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о.
УУ-УУ-У.
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
3. Беседа по содержанию стихотворения. «Очень не нравится мне эта девочка!» А вам?» Поясняет. Что все не любят капризных детей. Но не стоит их дразнить и обижать — лучше посоветовать перестать хныкать. Иначе с капризулей никто не захочет играть.
4. В заключение произведение читается еще раз.
Карточка № 34
Тема: Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок»
Пр. сод. : Вызвать интерес к занятию; познакомить с содержанием сказки, приучать внимательно слушать без наглядного сопровождения, различать животных, угадывать их по содержанию.
Ход: 1. Сегодня к нам в группу прибежал. Маленький… Кто это? А вы знаете, что не все мышки живут в домах? Есть мышки, которые живут в лесу. И там тоже есть зверь, которого мыши очень бояться. Вы знаете кто это? Тогда послушайте сказку.
2. Чтение произведения. Бианки «Лис и мышонок».
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
— А я от тебя в отнорочек — и был таков!.
3. Беседа: От кого прячется в свою норку мышонок? Что было у мышонка испачкано в земле? Зачем мышонку нужна норка?
4. Чтение произведения.
Карточка № 35
Тема: Чтение Н. Павловой «Земляничка»
Пр. сод. : Выявить интерес к занятию; уточнить возможности воспитанников отвечать на вопросы.
Ход: 1. Ребята, вы хотите пойди на прогулку в лес? Тогда пошлите. Пришли на полянку. Посмотрите сколько здесь много землянички. Какого она цвета?Садитесь на пенёчки и послушайте сказку.
2. Чтение сказки Н. Павловой "Земляничка".
Светит солнышко. На поляне созрела ягода - земляника. Увидел её комар (показываю картинку комара) и запищал: " Ягодка созрела: красная, душистая! (показываю землянику на огороде). Услышала комара воробей (показываю картинку воробья) полетел на полянку и хочет съесть земляничку. Услышала комара мышка (показываю картинку мышки) побежала на полянку и хочет съесть земляничку. Услышала комара лягушка (показываю картинку лягушки) поскакала на полянку и хочет съесть земляничку. Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал: "Дождь пойдё т: мокрый, холодный!" Услышал комара воробей - скорей на дерево. Услышала комара мышка - скорей в норку. Услышала комара ля-гушка - скорей под листок. А ягодка земляничка под дождём купа-ется и радуется, что её никто не съел. "
3. Беседа: Кто хотел съесть земляничку? Какого цвета ягода? Кто первым увидел земляничку7 кто услышал комара? Что случилось потом? Куда спрятались звери? Земляничка испугалась дождя? 4. Чтение сказки ещё раз
Карточка № 36
Тема: Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Пр. сод. : Изучить способности воспитанников отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать речь.
Ход: 1. Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Давайте назовём их. Вы хотите послушать сказку о этих животных?
2. Пела ночью мышка в норке: Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки. И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок: Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки звать:
Приходи к нам, тетя утка, Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка: Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать, Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба, Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать: - Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра, Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь, Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка. Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок, Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка, Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать, Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю. Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать: Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша, Нашу детку покачать. Закудахтала наседка: - Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло: Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок. Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать, Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука, Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот, А не слышно, что поет.
Глупый маленький мышонок. Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош. Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка, Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:- Мяу-мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок. Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать.
3. Как видите сказка закончилась очень плохо. Кошка съела мышонка. Вот что случается, если дети не слушают маму. Кого мама звала на помощь? (рассматривает картинки с животными из текста)
4. физкультминутка «Мы топаем ногами»
5. чтение ещё раз.