Костишена Инна
Открытый урок «Работа над штрихами в классе фортепиано»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект - урока
Приветствие: Здравствуй, Настя! Знаешь, я очень рада, что урок для наших гостей я проведу с тобой, потому что ты всегда приходишь ко мне с хорошим настроением. Тебе нравится заниматься музыкой? - Да!
Сегодня мы покажем с тобой несколько интересных видов работы, которые любишь ты и, которые нравятся мне. Так, у нас всё готово?
Публикация «Открытый урок „Работа над штрихами в классе фортепиано“» размещена в разделах
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Штрихование. Рисование штрихами
- Темочки
А знаешь, чему же мы посвятим наше занятие? Мы более внимательно присмотримся и вслушаемся в наш музыкальный материал и попробуем услышать и использовать в нём разные штрихи, т. е. приёмы игры. Я тебе обещаю: ты услышишь и увидишь свои произведения с новой стороны, и исполнять их тебе будет гораздо интереснее.
А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т. е. штрихи?
Ученица: Стаккато, легато, нон легато.
А как с итальянского переводятся эти слова?
- отрывисто, похоже на печатание на клавиатуре компьютера или с птицей, клюющей зерна, легато - гладко и связно и нон легато – раздельно, несвязно.
Молодец, ты всё прекрасно помнишь.
Ученица исполняет И. Парфёнова «Белочку»
Педагог: Какое настроение у произведения?
Ученица: Весёлое
Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т. е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.
Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.
Воспитанница: минорный лад, быстрый темп, короткие лиги показывают прыжки и приседания в танце.
Исполнение пьесы ученицей.
Пальчиковая игра: «Веселый листок».
Педагог: Берём небольшой лист бумаги за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.
Физкультминутка.
Упражнение для глаз: поморгать глазками быстро, потом закрыть глаза.
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.
Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы «Да-да-да» (киваем головой вперед, «Нет-нет-нет» (поворачиваем голову вправо и влево, «Ай-я-яй» (качаем головой)
Последовательность работы над художественным содержанием музыкального произведения:
-Исполнение обучающимся музыкальной пьесы С. Майкапара «Маленькая сказка» (проверка домашнего задания).
-Анализ музыкальной формы и художественного содержания произведения.
-Музыкальная характеристика сказочных образов.
-Просмотр фрагмента мультфильма на тему русской народной сказки с использованием видео-ресурса интернета.
-Исполнение преподавателем изучаемой пьесы с демонстрацией различных тембров и других возможностей фортепиано.
-Уточнение динамических оттенков как важнейших средств выразительности в данном музыкальном произведении.
-Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы.
-Закрепление изучаемого материала в виде самостоятельного исполнения обучающимся музыкального произведения
Преподаватель:
- Мы продолжаем нашу тему «Работа над художественным содержанием произведения с используя выразительные средства». Но сегодня наше занятие ключевое, т. к. цель его – максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление с помощью освоения музыкально-технических навыков.
(Далее следует проверка домашнего задания - обучающийся исполняет пьесу С. Майкапара «Маленькая сказка»)
Преподаватель: сегодня мы ещё раз поговорим о сказочных образах в произведении С. Майкапара «Маленькая сказка» и уточним понятие «музыкальный сказочный образ». Что же означает понятие «Музыкальный сказочный образ»?
Ученица: Музыкальный сказочный образ – это сказочный образ, воплощённый в звуках.
Преподаватель: У каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?
Ученица: у Глинки, Чайковского, Грига, или, н-р, у современного композитора Коровицына есть пьеса «Емеля на печи едет».
Преподаватель: Какими средствами можно изобразить музыкальный сказочный образ?
Ученица: можно использовать разнообразие тембров фортепиано, динамические оттенки, разнообразные штрихи и собственное творческое воображение исполнителя.
Анализ музыкальной формы и художественного содержания
произведения
Преподаватель: Какова музыкальная форма произведения?
Ученица: Трёхчастная
Преподаватель: Правильно. О чём же рассказывается в каждой из частей?
Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы. Уточнение динамических отенков как важнейших средств выразительности.
Преподаватель: Теперь поговорим о звукоизвлечении. Мы выяснили, что первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. А что можно сказать о штрихах? Как соответствуют они сказочным образам?
Ученица: Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo».
Преподаватель: Верно. Но для того, чтобы добиться такого прозрачного звучания, необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев. Попробуем это сделать.
(Преподаватель демонстрирует необходимый приём звукоизвлечения и предлагает обучающемуся повторить этот приём)- Правильно, молодец! А теперь таким же образом сыграй всю первую часть и постарайся как можно лучше выполнить штрих «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания.
(обучающийся начинает играть, стараясь изобразить с помощью прозрачного звукоизвлечения и штриха «legato» нужный характер первой части).
Преподаватель: Такое исполнение можно считать интересным. Перейдём к следующим образам.
Преподаватель: Что изображается в средней части?
Ученица: Здесь изображается Бал.
П:Какими музыкальными средствами изображается бал?
У:С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte»!
П:Правильно! Теперь попробуем это изобразить на фортепиано.
(Обучающийся старается, но ему только частично удаётся выполнить задачу, т. к. нелегко одновременно проследить за точностью выполнения штрихов и ритмического рисунка)
П:Попробуем каждой рукой отдельно проработать ритмический рисунок и проследить за качеством звукоизлечения.
(Обучающийся выполняет задание сначала правой, затем левой рукой, стараясь максимально точно проследить за качеством своего исполнения, при этом выравнивается ритм и улучшается звукоизвлечение).
П:Это уже намного лучше. Теперь соедини двумя руками и больше покажи контрастность динамических оттенков между фразами.
(Обучающийся исполняет фрагмент двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения).
П:Молодец! Теперь это уже намного точнее соответствует задуманному нами образу! Теперь посмотрим, как третья часть похожа на первую по характеру и музыкальному материалу. Что здесь общего?
У:Музыка как будто успокаивается, опять, как в начале, становится мягкой, прозрачной и используются те же музыкальные средства, что и в первой части.
Как-будто закрывается занавес и сказка заканчивается.
Заключительная часть занятия
П:Теперь вернёмся к началу нашего занятия и вспомним ещё раз, что означает понятие «Музыкальный сказочный образ».
У:Музыкальный сказочный образ – это сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.
П:У каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?
У:У М. И. Глинки, у П. И. Чайковского, у Э. Грига
Закрепление материала в виде исполнения обучающимся музыкального произведения.
У: В первой части говорится о том, как Золушка живёт с мачехой…Она мечтает увидеть принца, попасть на бал.
Во второй части мечта Золушки осуществляется, она на балу, звучит Полонез, она танцует с принцем. Но пробили часы…12 и всё растворилось…
В третьей части мы видим опять Золушка у окна, вспоминает о новой встрече с Принцем, Он её нашёл и все счастливы.
П:Поговорим теперь о музыкальных средствах, с помощью которых раскрываются сказочные образы. В каком регистре начинается сказка?
У:В верхнем регистре, таинственно. Здесь используется прозрачный тембр фортепиано. Это в пределах 2 й и 3-й октавы. Похоже на звучание флейты…
Давай просмотрим ещё раз заключительный фрагмент из мультфильма и посмотрим, как в нём изображаются последние сцены…
У:С помощью движения персонажей в кадре, с помощью рисунка, ярких красок …
П:Фортепиано позволяет использовать другие возможности. Сейчас я сыграю эту пьесу целиком, а ты мне скажешь, какие ещё музыкальные средства выразительности кроме тембров использует композитор…
У: Здесь композитор использует различные штрихи, динамические оттенки и ритмические особенности, чтобы показать образы ЗОЛУШКИ и ПРИНЦА.
Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы. Уточнение динамических отенков как важнейших средств выразительности.
П: Теперь поговорим о звукоизвлечении. Мы выяснили, что первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. А что можно сказать о штрихах? Как соответствуют они сказочным образам?
У:Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo».
П:Верно. Но для того, чтобы добиться такого прозрачного звучания, необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев. Попробуем это сделать.
(Преподаватель демонстрирует необходимый приём звукоизвлечения и предлагает обучающемуся повторить этот приём)- Правильно, молодец! А теперь таким же образом сыграй всю первую часть и постарайся как можно лучше выполнить штрих «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания.
(обучающийся начинает играть, стараясь изобразить с помощью прозрачного звукоизвлечения и штриха «legato» нужный характер первой части).
П: Такое исполнение можно считать интересным. Перейдём к следующим образам.
П: Что изображается в средней части?
У: Здесь изображается БАЛ.
П: Какими музыкальными средствами изображается БАЛ?
У: С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte»!
П: Правильно! Теперь попробуем это изобразить на фортепиано.
(Обучающаяся старается, но ему только частично удаётся выполнить задачу, т. к. нелегко одновременно проследить за точностью выполнения штрихов и ритмического рисунка)
П: Попробуем каждой рукой отдельно проработать ритмический рисунок и проследить за качеством звукоизлечения.
(Обучающийся выполняет задание сначала правой, затем левой рукой, стараясь максимально точно проследить за качеством своего исполнения, при этом выравнивается ритм и улучшается звукоизвлечение).
П: Это уже намного лучше. Теперь соедини двумя руками и больше покажи контрастность динамических оттенков между фразами.
(Обучающийся исполняет фрагмент двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения).
П: Молодец! Теперь это уже намного точнее соответствует задуманному нами образу! Теперь посмотрим, как третья часть похожа на первую по характеру и музыкальному материалу. Что здесь общего?
У: Музыка как будто успокаивается, опять, как в начале, становится мягкой, прозрачной и используются те же музыкальные средства, что и в первой части.
Как будто закрывается занавес и сказка заканчивается.
Заключительная часть занятия
П: Теперь вернёмся к началу нашего занятия и вспомним ещё раз, что означает понятие «Музыкальный сказочный образ».
У: Музыкальный сказочный образ – это сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.
Закрепление материала в виде исполнения обучающимся музыкального произведения
П: Конечно же и другие композиторы писали на темы сказочных сюжетов.
А теперь попробуй исполнить всю пьесу от начала до конца и постарайся выполнить при этом все указания композитора, отмеченные в нотном тексте.
Мы работали также сегодня и над качеством звучания. Постарайся в своём исполнении учесть все наши технические наработки. А если при этом ты ещё сможешь выразить своё собственное отношение к исполняемому содержанию, то можно будет считать, что цель нашего занятия осуществилась успешно.
(Далее обучающаяся старается выразительно и с учётом всех замечаний исполнить всю пьесу от начала до конца.)
П: А теперь, что ты можешь сказать о своём исполнении? Всё ли тебе удалось осуществить, о чём мы говорили?
П: В общем, оцениваешь свою работу на занятии верно. Конечно же, необходимо доработать самостоятельно все технические моменты. Но главное тебе удалось: ты сыграла интересно и выразительно, со своим отношением к музыке! Через некоторое время ты уже смело можешь
исполнить это музыкальное произведение на концерте и слушателям будет интересно! Ты хорошо поработала сегодня, сделал всё возможное и получаешь сегодня оценку «отлично». А теперь отметим те важные моменты, на которые тебе необходимо обратить внимание в своей самостоятельной домашней работе.
Преподаватель: И в завершении урока исполним применяя все знания о штрихах ансамбль Т. Симоновой «Злая собака».
Итоги учебного занятия
-Обучающийся активно работал на уроке, внимательно прислушивался к советам и замечаниям преподавателя.
-Старалась наиболее точно выполнять авторские указания в тексте (динамика, штрихи, фразировка)
-Максимально активизировала творческую фантазию, придумывала сказочные образы и различные ситуации.
-В итоге обучающийся с большим увлечением и собственным отношением исполнила пьесу С. Майкапара «Маленькая сказка», успешно используя все наработки учебного занятия