Приложение МААМ

Работа над программным произведением в старших классах ДШИ

Елена Лукиных
Работа над программным произведением в старших классах ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

для преподавателей фортепианной секции

методического отдела г. о. Домодедово

преподавателя Константиновской ДМШ

Лукиных Е. В.

на тему:

«Работа над программным произведением в старших классах»

2021г.

План.

1. Что такое «прораммная музыка».

2. Факторы влияющие на воплощение художественного образа музыкального произведения :

- личность композитора,

- профессионализм преподавателя,

- эмоционально-художественное воспитание учащегося;

Публикация «Работа над программным произведением в старших классах ДШИ» размещена в разделах

3. Роль средств музыкальной выразительности в оформлении художественного образа музыкального произведения

- мелодия,

- ритм,

- штрихи

- регистр и тембр,

- динамика и агогика,

- фактура,

- педализация;

4. Заключение.

1.

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. В программной музыке широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр. Простейший вид программной музыки — картинная программность, т. е. созерцательно-музыкальные картины природы, образы народных празднеств или исторических событий и т. п.

Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Важно с первого же проигрывания музыкального произведения преподавателем увлечь ученика, предложить ему сложить свое видение исходя из названия данного произведения.

Программных музыкальных произведений в старших классах изучается достаточно много. Это и произведения Петра Ильича Чайковского («Времена года», и С. Слонимского (ц. «Воспоминания о XIX веке»,

Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Но наше восприятие музыки субъективно. Мы воспринимаем музыку по-разному и наши образы формируются относительно нашего жизненного опыта, на основе пережитых событий, прочитанных книг, просмотренных фильмов.

2.

Для более полного раскрытия образа произведения, надо учитывать несколько факторов:

- замысел и личность композитора. Этот фактор складывается из анализа названия произведения, эпохи, музыкального стиля произведения, мировоззрение поколения композитора или его личные убеждения, общая тематика и направленность творчества композитора. Важно научить ребенка тому, как правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы над данным произведением, увязать биографию и особенности личности композитора, его основные идеи творчества, особенности музыкального языка композитора и используемые инструменты в эпоху его творчества (например, как звучала скрипичная, лютневая, органная или клависинная музыка, которую мы играем на фортепиано);

- личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т. д. Личность педагога – должна сочетать в себе высокие этические, моральные качества и высокий профессионализм.

Приводя примеры, педагог учит методу разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату музыкальных комплексов (мелодических построений, аккордов и т. д., умению замечать все детали нотного текста, пониманию мелодии, как основы создания художественного образа, выявлению музыкально-этнической основы различных произведений, определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий.

Свобода и непринужденность в обращении с инструментом служит обязательным элементом исполнительской техники при создании художественного образа. Внимание ученика обращаем на разнообразное использование веса руки, тактильное ощущение кончиков пальцев при погружении в клавиатуру, поиски свободной посадки и рабочий мышечного тонуса. Поэтому, в начале работы над произведением, прорабатывается больше техническая сторона. Но нельзя забывать, что все стороны технической работы должны быть подчинены формированию общего музыкального образа произведения, необходимо объяснение представляемого им художественного образа сочинения, а также самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого будет происходить дальнейшая совместная работа.

- личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т. д. При определенных общепринятых музыкальных и двигательных данных (слух, ритм, память, координация, «аппарат») требует воспитания в первую очередь внимания, т. е. наблюдательности, сосредоточенности. Также необходимо воспитание эмоциональности и воспитание интеллекта.

Следует обращать особое внимание на развитие индивидуальности ученика. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение многих слуховых задач, для этого надо сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно. От учеников закономерно требовать не только грамотного разбора текста и своевременного его выучивания. Но среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить наших воспитанников восхищаться тем, что, разумеется, достойно этого. Педагог может порекомендовать им прочесть ту или иную книгу, прослушать подходящие записи, компакт-диски, заглянуть в музыкальный словарь или музыкальную энциклопедию, посмотреть спектакли, кинофильмы.

Таким образом, у подростка пробуждается интерес к новым явлениям в жизни искусства. В плане рассматриваемой нами темы особого внимания педагога требует эмоциональный мир подростка. Подростковому возрасту присущи иногда замкнутость, застенчивость, повышенная ранимость. К этим переживаниям нужно тактично относиться. В конечном счете работа над музыкальным образом сочинения складывается из многих составляющих, и душевное состояние ребенка очень важный фактор, способный повлиять на этот процесс.

3.

С начальных уроков необходимо знакомить ученика с различными средствами выразительности в музыке.

У музыки тоже есть свой уникальный язык - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т. д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Рассказывая о музыкальной выразительности, мы говорим о мелодии, ритме, штрихах, тембре и темпе, регистре, ладе и фактуре произведения.

Мелодия – главный элемент произведения, именно по ней мы отличаем одно произведение от другого. Она может двигаться неторопливо по соседним звукам, может использовать широкие скачки и иметь оригинальную последовательность ступеней, что может даже указать на национальный колорит музыкального произведения.

Главенствующее ее положение в музыке объясняется тем, что в мелодии объединяется ряд таких компонентов музыки, как ладо-гармонические явления (гармония, лад, тональность, интервал); метр и ритм; музыкальный синтаксис (структурное членение мелодии на мотивы, фразы, предложения); жанровые признаки.

Ритм – один из важных элементов музыкальной выразительности: он помогает почувствовать характер произведения : ровное движение одинаковых длительностей может успокоить, даже убаюкать, а импульсивный и эксцентричный пунктирный ритм наоборот заставит пританцовывать и хлопать в такт.

Используемые в музыкальном произведении Регистр и Тембр дают эмоциональную окраску, пробуждают имеющиеся в подсознании образы, дают им музыкальную характеристику.

Штрихи являются очень важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержания и стиля исполняемого произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой.

У каждого штриха — свой образ. Основными штрихами являются

легато, нон легато, стаккато, так же есть маркато и разные варианты акцентов. Выбор штриха зависит от характера музыки, которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать, в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание, и характер музыки он будет призван подчеркивать.

Композиторы часто используют смену штриха для изменения характера произведения или отдельной темы например при написании вариаций. Так, лирическая тема в мажоре, при замене лигато на стаккато, становится более легкой, танцевальной, приобретает черты польки, а с использованием штриха нон лигато или маркато, тема приобретет черты марша.

Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно – эмоционального содержания произведения.

Динамические оттенки и агогика так же играют немаловажную роль в оформлении образа программного музыкального произведения, помогают ему приобрести «дыхание» и музыкальную законченность.

Не менее важна роль фактуры в музыкальном произведении.

Например, полифоническая музыка предназначена звучать в храме, одноголосная лучше передаст чувства человека. Богатство музыкальных образов диктует использование разных фактур. Учащиеся музыкальной школы должны уметь знать и ориентироваться в основных видах музыкальной фактуры.

В переводе с латыни, facture – обработка, от facio – делаю. Фактура – строение музыкальной ткани, способ изложения музыки, которое учитывает характер и соотношение составляющих её компонентов (голосов). Музыка, как ткань, складывается из различных компонентов (голосов). Основные голоса фактуры: мелодия, бас и гармоническое заполнение: аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др.

Про мелодию шла речь выше. Помимо нее фактура обогащена басом и аккордово-гармоническим заполнением.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией". Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.

Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения, их взаимодействие составляет музыкальную ткань, иными словами фактуру. Какой будет фактура, зависит от музыкального образа, который хочет создать автор.

Все виды фактур имели тот или иной вес в истории музыкального искусства и художественным достижениям. В музыке чаще всего применяются смешанные виды фактур. Поэтому, то, какая выбрана фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры:

• низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск);

• средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления);

• высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения);

Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра.

Поэтому различные виды «тканевой» обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке - это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии.

Педаль. Проблема педализации – одна из самых труднейших в фортепианной педагогике. Исходя из образного осмысления выбирается прямая или запаздывающая педаль. Часто в произведениях импрессионистов педаль создает эфемерный призрачный образ тех или иных явлений природы. Соответственно им педаль призвана создавать «шлейфовое» звучание. А такое оформление должно задолго воспитываться и сопровождаться хорошим музыкальным вкусом.

В процессе работы над любым из вышеперечисленных вариантов достижения музыкальной выразительности, необходимо переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет не потерять основную идею. Сколько бы не было затрачено времени на отработку технических элементов произведения, их на любом этапе необходимо собирать вместе и учить ребенка самостоятельно анализировать, какие задачи ему предстоит решить в дальнейшем. Ученик должен увидеть результат со стороны, понять, получается ли у него воплощение творческой идеи в уже проученных частях произведения, над чем продолжать работу, а что уже получается.

В результате внимание ребенка освежается и он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

4.

Основная задача в работе над образным строем программного музыкального произведения – создать условия для художественного исполнения учеником выученных им сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-художником. Ученику должно хватать не только технических данных и отработанных навыков, но и воспринятых и накопленных образов, эмоционально окрашенных переживаний. Тогда его исполнение будет более цельным, интересным и для него самого, и для окружающих. Такое исполнение увлекает и завораживает.

Всегда можно спорить о вариантах трактовки музыкального языка композитора или образного восприятия преподавателя, но несомненно личное отношение ученика к исполняемому произведению, его вложенные эмоции будут признаны и оценены. А педагогической удачей будет успех ученика на сцене.

Публикации по теме:

Коллективная работа старших дошкольников «Золотая осень» в нетрадиционной технике рисованияКоллективная работа старших дошкольников «Золотая осень» в нетрадиционной технике рисования "Золотая Осень» – замечательная пора для развития детского творчества. Красота осенней природы завораживает и вдохновляет: «Осень разноцветная.

Комбинированная коллективная работа старших дошкольников «Дикие животные»Комбинированная коллективная работа старших дошкольников «Дикие животные» Итоговой творческой деятельностью по рисованию и аппликации стала комбинированная коллективная работа детей старшей группы по лексической.

Коллективная работа старших дошкольников «Мой дом. Дома на нашей улице»Коллективная работа старших дошкольников «Мой дом. Дома на нашей улице» Заключительной работой детей по лексической теме недели"Мой дом. Дома на нашей улице. Домашний адрес" была коллективная работа по аппликации.

Комбинированная коллективная работа старших дошкольников по изготовлению макета «Пингвины на льдинах»Комбинированная коллективная работа старших дошкольников по изготовлению макета «Пингвины на льдинах» Наступившая неделя проходит по лексической теме "Животные Крайнего Севера" и первыми,о ком мы с ребятами беседовали были пингвины. Узнали.

Комбинированная коллективная работа старших дошкольников «Зимующие птицы на ночлеге в лесу»Комбинированная коллективная работа старших дошкольников «Зимующие птицы на ночлеге в лесу» Целью коллективной работы воспитанников старшей группы стало закрепление пройденного материала по лексической теме:"Зима. Зимующие птицы".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы. ТЕМА: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Телефон».

Конспект НОД по ознакомлению детей второй младшей группы с художественным произведением В. Г. Сутеева «Разные колеса»Конспект НОД по ознакомлению детей второй младшей группы с художественным произведением В. Г. Сутеева «Разные колеса» ЦЕЛЬ: формирование познавательного интереса к чтению ЗАДАЧИ Образовательные –познакомить детей с новым художественным произведением Развивающие.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Коллективная работа по пластилинографии «Корзина с тюльпанами» у старших дошкольников с ТНРКоллективная работа по пластилинографии «Корзина с тюльпанами» у старших дошкольников с ТНР Проект «Наши руки не для скуки» — развитие мелкой моторики и речи у старших дошкольников с ТНР Как развивать речь ребенка с ТНР? Педагоги.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над программным произведением в старших классах ДШИ
Опубликовано: 21 января 2022 в 21:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над программным произведением в старших классах ДШИ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лукиных (УИ 1068316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД