Светлана Сухорученко
Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
ИРИС
(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем)
Подготовила : учитель-логопед
Сухорученко С. А.
Хабаровск 2017.
Актуальность
Публикация «Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога „Ирис“» размещена в разделах
- Ирис, ирисы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
«Федеральные Государственные стандарты к основной образовательной программе» учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребё нка-дошкольника: физическое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, а так же познавательно и речевое.
Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.
"Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений"
Л. С. Выготский
То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
С этой целью нами была создана Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
ИРИС
(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем) для коррекционных групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Цель программы : коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – развивающей помощи.
Задачи работы специалистов
Задачи работы логопеда Задачи работы психолога
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
Совершенствование мелкой моторики
Развитие зрительно – моторной координации
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
Активизация отработанной лексики
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды Повышение психологической культуры родителей и педагогов
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Модель реализации взаимодействия педагога-психолога и
учителя-логопеда :
• Диагностика - определение тех сторон развития ребенка, которые требуют особого внимания. Диагностика в ходе нашей работы приобрела основные составляющие: определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
• Коррекционно-развивающая работа. На основе комплексной диагностики формируется интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий;
• Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития.
• Просветительская работа. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.
• Мониторинг. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Педагогическая ценность программы
Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.
Список литературы.
1. Арефьева З. А., Подобед С. О. организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2003.
3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.
4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
5. Подобед С. О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003
6. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн. : «Аверсэв», 2005.
7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.
8. Трошин О. В., Жулин Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. – М. : «ТЦ Сфера», 2005.
9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
План работы психолого-логопедической службы
СРОКИ ТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь Диагностика Диагностика
развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики. Составление коррекционно-тематического плана работы. Итоги диагностики и задачи на учебный год. Индивидуальные консультации.
Октябрь Развитие восприятия Коррекционно-развивающие занятия по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
Составление картотеки игр для детей по развитию восприятия Консультация «Игровые приемы для развития восприятия»
Буклет «Игры для развития восприятия»
Ноябрь Развиваем пространственные представления Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
Консультация «Формирование восприятия отношений между предметами и их группами в игре» Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие пространствен-ных представлений»
Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Индейцы».
Декабрь Память Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
Консультация «Как учить стихи играючи»
Папка-передвижка «Развиваем память. Это не сложно»
Буклет «Игры на развитие памяти»
Январь Внимание Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
Консультация по теме «Развитие у детей памяти и внимания. В какие игры можно поиграть» Консультация «Развитие внимания»
Буклет «Играем вместе с нами!»
интегрированное НОД с детьми ТНР «Следопыты».
Февраль Мышление
(словесно-логическое) Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
Семинар –практикум «Развитие логического мышления дошкольников»
Консультация
«Развитие словесно-логического мышления у детей.
Папка-передвижка «Учим детей разгадывать загадки»
Март Развитие эмоциональной сферы
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Весна».
Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду». Составление картотеки игр на развитие эмоционального благополучия ребенка. Консультация
«Эмоциональное развитие детей и режим дня»
Апрель
Воображение Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски. Открытое интегрированное НОД «Космос» с детьми ТНР
Составление картотеки игра и упражнений «Фантазёр» на развитие воображения. Консультация «Как развивать воображение у ребенка 5-6 лет»
Май Диагностика Диагностика
развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики Итоги диагностики, рекомендации. Индивидуальные консультации.