Папки-передвижки

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис»

Светлана Сухорученко
Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис»

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

ИРИС

(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем)

Подготовила : учитель-логопед

Сухорученко С. А.

Хабаровск 2017.

Актуальность

Публикация «Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога „Ирис“» размещена в разделах

«Федеральные Государственные стандарты к основной образовательной программе» учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребё нка-дошкольника: физическое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, а так же познавательно и речевое.

Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

"Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений"

Л. С. Выготский

То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами была создана Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

ИРИС

(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем) для коррекционных групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Цель программы : коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – развивающей помощи.

Задачи работы специалистов

Задачи работы логопеда Задачи работы психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Модель реализации взаимодействия педагога-психолога и

учителя-логопеда :

• Диагностика - определение тех сторон развития ребенка, которые требуют особого внимания. Диагностика в ходе нашей работы приобрела основные составляющие: определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Коррекционно-развивающая работа. На основе комплексной диагностики формируется интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий;

• Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития.

• Просветительская работа. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.

• Мониторинг. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Педагогическая ценность программы

Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

Список литературы.

1. Арефьева З. А., Подобед С. О. организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2003.

3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.

4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5. Подобед С. О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003

6. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн. : «Аверсэв», 2005.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.

8. Трошин О. В., Жулин Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. – М. : «ТЦ Сфера», 2005.

9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

План работы психолого-логопедической службы

СРОКИ ТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь Диагностика Диагностика

развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики. Составление коррекционно-тематического плана работы. Итоги диагностики и задачи на учебный год. Индивидуальные консультации.

Октябрь Развитие восприятия Коррекционно-развивающие занятия по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.

Составление картотеки игр для детей по развитию восприятия Консультация «Игровые приемы для развития восприятия»

Буклет «Игры для развития восприятия»

Ноябрь Развиваем пространственные представления Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация «Формирование восприятия отношений между предметами и их группами в игре» Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие пространствен-ных представлений»

Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Индейцы».

Декабрь Память Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация «Как учить стихи играючи»

Папка-передвижка «Развиваем память. Это не сложно»

Буклет «Игры на развитие памяти»

Январь Внимание Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация по теме «Развитие у детей памяти и внимания. В какие игры можно поиграть» Консультация «Развитие внимания»

Буклет «Играем вместе с нами!»

интегрированное НОД с детьми ТНР «Следопыты».

Февраль Мышление

(словесно-логическое) Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.

Семинар –практикум «Развитие логического мышления дошкольников»

Консультация

«Развитие словесно-логического мышления у детей.

Папка-передвижка «Учим детей разгадывать загадки»

Март Развитие эмоциональной сферы

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.

Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Весна».

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду». Составление картотеки игр на развитие эмоционального благополучия ребенка. Консультация

«Эмоциональное развитие детей и режим дня»

Апрель

Воображение Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски. Открытое интегрированное НОД «Космос» с детьми ТНР

Составление картотеки игра и упражнений «Фантазёр» на развитие воображения. Консультация «Как развивать воображение у ребенка 5-6 лет»

Май Диагностика Диагностика

развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики Итоги диагностики, рекомендации. Индивидуальные консультации.

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Интегрированное занятие педагога — психолога и учителя — логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос» Занятие.

Интегрированное занятие педагога–психолога и учителя–логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос» Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Волшебный космос» Занятие.

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога, учителя логопеда, воспитателей Тема «Наша Родина – Россия.» Программное содержание. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», Социализация». Цель:.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «Добро и зло» Задачи: -развивать восприятие, память и мышление, умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен собственных при помощи суффиксов;.

«Волшебная птица». Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №12» п. Романовка Конспект интегрированной.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности. Подготовка к новому учебному году Конспект родительского собрания в логопедической группе детей с ОНР Подготовила учитель-логопед МАДОУ КВ «Детский сад №8, Динской район».

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда конспект занятия на тему: «Приключение Буратино»Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда конспект занятия на тему: «Приключение Буратино» рограммное содержание: Цель: Формирование познавательной активности и творческого воображения детей. Развивающие задачи: -развивать фонематическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис»
Опубликовано: 8 января 2018 в 16:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД