Ольга Котельникова
«Путешествие в страну Этикета». Старшая группа
«Путешествие в страну ЭТИКЕТА»
/Старшая группа/
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка
только тогда, когда с ним разговариваете.
Вы воспитываете его в каждый момент
его жизни».
А. С. Макаренко
Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и
воспитание их нравственной личности.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами вежливости,
правилами поведения в общественных местах.
- Убедить в необходимости соблюдения этих правил.
- Подвести к мысли о том, что внимательность,
Публикация «„Путешествие в страну Этикета“, Старшая группа» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
доброжелательность к другим людям проявляется в словах,
поступках
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря
детей.
- Воспитание доброго отношения детей друг к другу и
окружающим.
- В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах,
принятых в обществе.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие,
познавательное развитие, художественно – эстетическое
развитие.
Обеспечение занятия:
- Детские стулья, декорация автобуса, знак - автобусная
остановка, руль, корзина для мусора,
куклы, костюм «бабушки».
- Театральная ширма, куклы бибабо (два котенка, театральная
касса, билеты, иллюстрации героев мультфильмов, поднос
с туалетными принадлежностями (расческа, салфетки, зеркало,
поднос с конфетами.
Предварительная работа:
- Чтение В. А. Осеева «Волшебное слово»
- С. Маршак «Ежели вы вежливы»
- М. Пляцковский «Урок дружбы»
- К. Чуковский «Мойдодыр»
- В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?»
- Беседа «Каким я хочу быть»
- Воспитатель изготавливает схематические рисунки жителей
города «Здравствуйте – До свидания» (лицо и руки,
иллюстрации ситуаций.
- Сюжетно – ролевые игры: «Автобус», «Театр»
- Игра «Волшебные слова», «Приятного аппетита».
Содержание непосредственно – образовательной деятельности
/Дети входят в музыкальный зал под фонограмму п. «Если добрый ты» музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского /
Этап занятия
Вводная часть.
/Создать игровую мотивацию.
Развить интерес к игровой
деятельности/.
Приветствие.
Воспитатель:
Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - ребята всем вам,
«Доброе утро!» - нашим гостям.
«Доброе утро» и в холод, и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней, и веселей.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
Все дети: «Доброе утро!» /дети сели на стульчики /
/Слово воспитателя, общение. /
Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день
- это «Доброе утро».
А что мы говорим этими словами?
Дети отвечают по очереди:
- желаем хорошего настроения,
- счастья, здоровья,
- чтобы весь день был радостным,
светлым, добрым
Воспитатель:
«Доброе утро» – это приветствие, одно из самых важных правил этикета.
Воспитатель: А что такое «этикет»?
Песня: «Что такое этикет»
Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеева
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы будем говорить об этикете,
культуре поведения.
Основная часть
/Мотивационно-
побудительный/.
/Стук в дверь. Входит Лиса Алиса. Волосы у нее взлохмачены, щеки в саже,
туфли одеты неправильно. /
Воспитатель: Ребята, кто это, что это?
/Дети называют сказочного героя - Лиса Алиса /
Воспитатель: Что же с тобой случилось, Лиса Алиса?
Лиса Алиса: Я проспала.
Воспитатель: А почему ты так неопрятно одета?
Лиса Алиса: Я торопилась, думала, и так сойдет.
Воспитатель: Дети, какой должна быть одежда?
Дети: Чистой, аккуратной, удобной.
Воспитатель: Но не только одежда должна быть аккуратной, чистой.
Прическа должна быть тоже и аккуратной, и красивой.
Если выглядите вы красиво, аккуратно,
Всем вокруг вы так приятны.
Лиса Алиса: А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета,
хороших манер.
Воспитатель: Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.
/Выходят 2- 3 ребенка, причесывают Лису Алису, вытирают салфеткой
щеки и т. д. /
Воспитатель: Вот теперь порядок!
/ Дети садятся на места, а Лиса Алиса забывает их поблагодарить/
Ребята, вы помогли Лисе Алисе привести себя в порядок.
Что же забыла она вам сказать?
Дети: Лиса Алиса забыла сказать спасибо.
Воспитатель: Конечно, ребята, она забыла вас поблагодарить.
Слово «спасибо» одно из многих вежливых слов.
И мы Алисе сейчас поможем запомнить их.
Игра: «Наш веселый звонкий мяч»
/Дети стоят в кругу. Передают 3 мяча из рук в руки, звучит музыка - как
фон, дети произносят слова:
«Мячик передай по кругу, я тебе, а ты другу.
Если музыка молчит - слово доброе звучит»
/У кого из ребят оказались в руках мячи – они называют вежливые
слова. Игра продолжается. /
Воспитатель: Как здорово! Сколько приятных слов вы ребята вспомнили! Ребенок: «Добрый день»
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Ребенок: «Доброго пути!»
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.
Ребенок: «Простите»
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же, забуду,
Простите, я больше не буду.
Ведущая: Эти слова всем известны давно,
Видите, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы.
/Дети сели на стульчики/
Воспитатель: Молодцы ребята! Я считаю, что все эти слова
Заслуживают аплодисментов.
/ Дети аплодируют. /
Воспитатель: А ведь аплодисменты – это тоже выражение
благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся.
Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много
вежливых слов, а значит, можем совершить путешествие,
но сначала отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: Это автобус.
Воспитатель: Правильно, это автобус, и мы с вами отправимся
На автобусную остановку.
Воспитатель: Раз, два!
Дети: Три, четыре!
Воспитатель: Три, четыре!
Дети: Раз, два!
Воспитатель: Кто шагает дружно в ряд?
Дети: Наш веселый детский сад!
Все ребята смелые,
Дружные, умелые!
/Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка
и построен из детских стульчиков автобус /
Воспитатель: А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.
/ В это время Лиса Алиса достает обертки от конфет и со словами: «Какой – то мусор у меня в кармане» - бросает их на пол. /
Воспитатель: Что же ты делаешь Лиса Алиса?
Ребята, хорошо ли поступает тот, кто бросает мусор
на тротуар?
Дети: Нет, нехорошо. Мусор надо выбрасывать в бак.
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно!
/Лиса Алиса подбирает мусор. Извиняется и выбрасывает его в корзину
для мусора/
Воспитатель: Вот теперь ты поступила правильно. А на остановке
будет чисто, красиво.
/один из детей занимает место водителя /
Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса и мы с вами сейчас
поедем.
/Дети и Лиса Алиса занимают места в автобусе. Лиса Алиса начинает очень
громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться. /
Дети, обратите внимание на то, как ведет себя Лиса Алиса.
Можно ли вести себя так в общественном транспорте?
Дети: Нет, так вести себя нельзя. /Дети высказывают свое мнение/
Воспитатель: Я надеюсь, что и ты Лиса Алиса, и ребята усвоили правила
поведения в общественном транспорте.
Наш автобус отправляется, следующая остановка
«Поликлиника».
/Звучит фонограмма - «шум автомобиля».
Остановка «Поликлиника, в автобус входит «бабушка»,
«мама с маленьким ребенком» /.
Ребята, в автобус вошел пожилой человек
И мама с маленьким ребенком.
Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети: Надо уступить свое место пожилому человеку,
Маме с ребенком тоже надо уступить место.
/Дети уступают место бабушке, маме с ребенком,
«едут дальше»; воспитатель: следующая остановка
«Парк». Вот и наша остановка. А я сейчас посмотрю,
будете ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса,
кого вы пропустите вперед и кому вы поможете выйти
из автобуса. Воспитатель предлагает отдохнуть в парке/.
Воспитатель: Ребята, какой красивый парк!
Здесь можно всем нам поиграть и весело
с друзьями потанцевать.
Танец в кругу: «Если нравится тебе, то делай так»
/Музыкальный центр Диск №1/
/Дети в кругу по показу выполняют танцевальные движения/
Воспитатель (подозвала детей к себе) :
Ребята, рядом с парком находится кукольный театр.
Хотите побывать в театре?
Дети: Да!
Воспитатель: Замечательно!
Давайте вспомним некоторые правила театрального
этикета.
- Можно ли опаздывать к началу спектакля?
- Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время
представления?
Ответы детей: …
Воспитатель: Чтобы пойти на спектакль, мы должны купить билеты
в театральной кассе. /Дети вместе с воспитателем
подходят к кассе. Девочка Лера в роли кассира/.
Кассир: Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово.
Ребенок: Добрый день!
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросила:
Дайте лучшие места,
Вот мое «пожалуйста!».
/Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова.
Лиса Алиса прорывается к кассе, расталкивая детей/.
Лиса Алиса: Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Лиса Алиса: У меня такого нет.
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет. Нет и нет!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет
Лисе Алисе?
Дети: Нельзя себя вести так невежливо, грубо…
Лиса Алиса (извиняется, покупает билет за вежливое слово) :
Вас я очень попрошу
Мне билет и в седьмом ряду
Место, мне, пожалуйста!
/Дети и Лиса Алиса заходят в зрительный зал. Звучит музыка. Начинается
представление.
Сценка «Когда двое ссорятся».
В конце представления дети – артисты выходят из - за ширмы и кланяются.
Дети – зрители и воспитатель аплодируют/.
Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты – благодарность
зрителей артистам за спектакль.
И теперь пришла пора в сад вернуться нам друзья.
/Дети и Лиса Алиса на «автобусе возвращаются» в детский сад/.
Заключительная
часть
подведение итога
Воспитатель: Мы вернулись в детский сад,
Где ждут нас игры и забавы,
А путешествуя, сегодня,
Много интересного узнали.
Дети: О правилах поведения, об этикете.
Воспитатель: Правильно дети!
Сотни правил в этикете все не выучите враз.
Но, пожалуйста, уж, дети, вы не огорчайте нас!
Подрастая, изучайте, изучайте этикет.
Изучая, подрастайте, и живите много лет!
Лиса Алиса: И я хочу сказать вам ребята
Встрече с вами очень рада.
Многому научилась я у вас:
Говорить волшебные слова,
Как в гостях вести себя.
Воспитатель: Мы рады были тебе Лиса Алиса помочь, правда, ребята?
И думаю, что после нашего путешествия все стали
Более воспитанными и культурными.
Лиса Алиса: Спасибо, вам, за интересное общение,
Примите, ребята, от меня угощение.
/Лиса угощает детей конфетами/
Я вам желаю быть всегда такими вежливыми,
Добрыми и дружными!
До новых встреч, до свидания! / Лиса убегает /
Ведущая: И мы нашим гостям на прощание
Скажем
Дети: «До свидания!»
/звучит фонограмма песни «Если добрый ты!» музыка Б. Савельева, слова
М. Пляцковского – дети выходят из зала/.
Используемая литература:
1. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 – 2007г., с. 22
2. Насонкина С. А. «Уроки этикета» С. – Петербург изд. «Акцент» 1998г.
3. Бугославская Н., Купина Н. «Веселый этикет»
Екатеринбург и «АРДЛТД» 1998г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 1999г.
5. Журнал «Музыкальный руководитель» №2 – 2004г.
6. Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»
7. Корчинова О. В. «Детский этикет» Т. Ц. Сфера – 2002г.
8. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста» Москва, 1986г.