Алтавова Ф.
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «Путешествие в страну этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы
«Путешествие в страну этикета»
Цель:формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других, закрепить правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект открытого занятия с детьми старшей группы „Путешествие в страну этикета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Детские стулья, крупный строитель постройки автобуса, руль, костюм «бабушки», куклы, «петрушки», столовая посуда, детские фартуки, поварские колпаки, поднос с конфетами.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (ответы детей). Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами…. Что?
Дети: Гордиться.
Воспитатель: Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи» как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.
Стук в дверь. Входит ребенок (заранее подготовленный). Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно.
Воспитатель: Что же с тобой случилось?
Ребенок: Я проспал.
Воспитатель: А почему ты так неопрятно одет?
Ребенок: Я торопился, думал и так сойдет.
Воспитатель: Дети, посмотрите,как некрасив человек, когда он грязный неаккуратно одет. С таким неряхой вряд ли бы согласились бы куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправить положение.
Выходят 2-3 ребенка (по желанию, причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее).
Воспитатель: Вот теперь порядок!
Все дети садятся на свои места (мальчик забывает их поблагодарить).
Воспитатель: Ребята, вы помогли мальчику привести себя в порядок, а он забыл что-то вам сказать. Что?
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.
Ребенок исправляет положение и говорит детям спасибо.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что на деле мальчик всегда аккуратный, добрый и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это не красиво, и никогда такими не были.
Воспитатель: Но, к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы все их прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них. (Ребята читают стихи о добрых словах).
1-й ребенок:
Здравствуйте!
- Здравствуйте!- Ты скажешь человеку.
-Здравствуйте,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
2-ребенок.
Пожалуйста.
Отменить, что ли,
Слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что
Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3-й ребенок.
Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали? Сколько раз?
4-й ребенок.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И, взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. (дети аплодируют)
Воспитатель. А ведь аплодисменты- это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Правильно, это автобус, и мы сейчас с вами отправимся на автобусную остановку.
Дети проходят к воспитателю и маршируют.
Воспитатель. Раз, два!
Дети. Три, четыре!
Воспитатель. Три, четыре!
Дети. Раз, два!
Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?
Дети. Наш веселый детский сад!
Все ребята смелые,
Дружные, умелые!
Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков автобус.
Воспитатель. А вот и наш автобус, осталось подойти к водителю.
В это время заранее подготовленный ребенок (для других детей это сюрприз) достает из кармана обертки от конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане»,- бросает их на пол.
Воспитатель. Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах. (ответы детей)
«Провинившийся» ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.
Воспитатель. Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.
Один из детей занимает место водителя.
Воспитатель. Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.
Дети садятся на стульчики. Ребенок, с которым заранее договаривались, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.
Воспитатель. Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно ли так себя вести в общественном транспорте?
Дети. Нет, так нельзя.
Воспитатель. Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».
Звучит песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети уступают место «Бабушке».
Водитель. Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «Магазин «Детский мир».
На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.
Воспитатель. Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой».
Как вы должны поступить?
Дети уступают место «маме с дочкой».
Водитель. Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».
Воспитатель. Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю будете ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, как вы пропустите вперед и кому поможете.
Дети стараются все сделать правильно.
Воспитатель. Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета.
Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления? (Нет) Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.
Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира.
Кассир. Театр начинается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
1-й ребенок. Добрый день
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил:
Дайте лучшие места,
Вот мое «пожалуйста».
Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова и заходят в зрительный зал.
Начинается представление.
Зайкин праздник.
У центральной стены, сбоку, домик Зайки. Возле него несколько деревьев. Перед домиком стоит стол, несколько стульев.
Рассказчик. На опушке на лесной
Виден домик расписной,
Он не Белкин, и не Мишкин,
Этот домик-дом Зайчишкин,
У Зайчишки день рожденья,
Будут танцы, угощенье…
На крылечке у дверей
Зайка ждет своих друзей.
Исполняется «Вступление»
Зайка выходит из домика важной походкой, выносит цветы,фрукты, торт и другое угощенье, ставит на стол.
Рассказчик. Появился первый друг-
Бурый Мишенька-мишук.
Входит мишка вразвалку. В лапах держит бочонок меду.
Медведь. С днем рожденья, милый Зайка!
Что принес я? Угадай-ка!
Мед душистый, золотой,
Очень вкусный и густой. (подает зайке бочонок)
Зайка. Вот спасибо! Всем дадим!
Всех друзей мы угостим. (жестом приглашает медведя сесть).
Рассказчик. Прыгунья-белка прискакала.
Про Зайкин праздник услыхала.
Покатывается Белка. Она держит в одной лапке корзиночку с шишками, в другой –с орехами.
Белка. Здравствуй, заинька-зайчишка!
Посмотри, какая шишка!
И орешки хороши!
Поздравляю от души (подает Зайцу корзиночки)
Зайка. Вот спасибо! Как я рад!
Не подарок –просто клад! (приглашает Белку сесть, указывая на место)
Рассказчик. Теперь является сама
Лисица-хитрая кума.
Появляется Лисица. Она держит в каждой лапке конец веревочки, на которой нанизаны рыбки. Лисица подает Зайцу веревочку с рыбками.
Лиса. Ну, дружок, встречай Лису,
Рыбку вкусную несу.
Для тебя и для друзей
Наловила карасей. (кладет рыбку на тарелку).
Заяц. Ты догадлива Лисица,
Рыбка тоже пригодится!
Лисица садится на стул, который ей показывает Заяц.
Рассказчик. Бородой козел трясет,
Зайцу овощи несет.
Появляется Козел с корзиной, в ней настоящие овощи.
Козел. Морковка-загляденье!
Прими же поздравленье,
Дружочек, с днем рожденья!
Ставит перед зайцем корзинку.
Заяц. Принес ты целый огород,
Здесь овощей на целый год!
Усаживает Козла среди других гостей.
Рассказчик. Рад хозяин, гости рады!
Веселись лесной народ!
Спеть, сплясать всем вместе надо,
Начинайся хоровод!
Исполняется песня.
Дети-артисты кланяются. Дети –зрители –аплодируют.
Воспитатель. Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция-проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте? Верно, можно много интересного увидеть в фойе театра. (фотографии актеров, выставки художников и народных умельцев, а кто хочет, может и перекусить –для этого есть специальное место-театральный буфет.
Появляется озорной Петрушка.
Петрушка. Эй, ребята, налетайте,
Сушки, пряники хватайте!
Чтоб досталось повкусней,
Друга оттолкни скорей!
Не давай ему конфеты
И печенья не давай.
Лучше это угощенье
По карманам распихай!
Воспитатель. Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.
Петрушка. Не поверю никогда, чтобы вежливой была
Такая «мелкота».
Воспитатель. Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть на стол по всем правилам столового этикета.
Петрушка. Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстро правильно накроет на стол».
Выходят два ребенка, и проводится игра. Петрушка проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так.
Петрушка. Все сумели, все успели
Аккуратно сделать.
Прежде чем на стол поставить
Чашки и тарелки,
Не забыли постелить чистые салфетки.
Чашки, ложки лежат в ряд,
Стол накрыт для всех ребят.
Петрушка передает детям поднос с угощеньем. Все благодарят и возвращаются в группу.
Воспитатель. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.