Получи документы

Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»

Боровик Инна Николаевна
Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Путешествие в Страну Старых Слов»

Цель занятия : закрепить знания детей о сказках, ознакомить детей с устаревшими словами, расширить словарный запас с помощью устаревших слов.

Задачи.

Образовательные: закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова; вызвать интерес к незнакомым словам, обогащать словарь детей за счет историзмов и архаизмов.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну Старых Слов“» размещена в разделах

Развивающие: продолжать развивать связную речь детей; расширять словарный запас; развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и доброжелательные отношения в детском коллективе, а также любознательность и активность.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, участие в литературной викторине, голосовая и эмоциональная модуляция.

Здоровьесберегающие технологии: постоянная смена деятельности; физминутка.

Оформление и оборудование: сюжетные картинки для наглядности; магнитная доска; шнур или веревка длиной 2–3 м с привязанным на конце мешочком с песком, карандаши, листки с теневым изображением ендовы по количеству детей.

Реализация ФГОС: интеграция полученных умений и навыков ребенка через об-разовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации.

Предварительная работа: воспитатель читает детям сказки, по которым намечено проведение викторины, рассматривает вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти книги дома с детьми, дети рисуют иллюстрации к сказкам для украшения группы (по желанию).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

(Ответы детей)

Воспитатель: наверное, вы знаете много разных сказок? Давайте с вами поиграем: я буду читать вам короткие отрывки, а вы попробуете угадать, из какой сказки этот отрывок. Ну что, готовы? Тогда слушаем внимательно:

(На выделенных словах воспитатель интонационно акцентирует внимание детей).

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела,

«Ай!» - тут же окривела:

Все кричат: лови, лови,

Да дави ее, дави!

Вот ужо! Постой немножко,

Погоди! А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

(ответы детей)

В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них – нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, а вставши с постели – за дело прини-малась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот вам еще задание:

- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К зав-трашнему дню мне велено пять пудов холстов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать». А коровушка-матушка ей в ответ: «Красна девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровуш-ке в одно ушко – вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы пока-тано.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

(Ответы детей)

Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шелковые; почали они отца целовать, миловать и разными именами ласковыми называть, и две старшие сестры лебезят пуще меньшой сестры.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

(Ответы детей)

Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,

Кочерга за кушаком –

Все вертится и кружится,

И несется кувырком.

К. И. Чуковский «Мойдодыр»

(Ответы детей)

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Ответы детей)

Два же брата между тем деньги царски получили,

В опояски их зашили, постучали ендовой

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать

Да Ивана поминать.

П. П. Ершов «Конек-горбунок»

(Ответы детей)

Долго у моря ждал он ответа;

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед нею – разбитое корыто.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, этот отрывок из сказки о рыбаке и рыбке. Ребята, вы молодцы, отлично справились с заданием! А теперь становитесь все в круг, давайте с вами вместе поиграем в игру «Ловись, рыбка»!

(Дети встают со своих мест, проводится физминутка).

Воспитатель: Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Все дети-«рыбки» становятся в круг. Воспитатель-«рыбак» становится в центр кру-га и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под но-гами детей. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.

После физминутки воспитатель приглашает детей занять свои места.

Воспитатель: ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями викторины, угада-ли все отрывки из сказок! А скажите мне, пожалуйста, все ли слова из отрывков были вам знакомы и понятны?

(Дети отвечают «да», кто-то из ребят говорит «нет, не все»)

Воспитатель: Ребята, вы правы: в отрывках сказок действительно есть непонятные слова. Я предлагаю вам сейчас совершить путешествие в Страну Старых Слов. Это такая страна, где живут особые слова, и маленьким деткам там делать нечего, а вы уже взрослые и вам можно совершить такое путешествие! Наш русский язык – очень богат, в нем есть такие слова, которые называются устаревшими. Эти слова обозначают те предметы, которых в нашей современной жизни уже нет, либо они есть, но называем мы их по-другому.

(Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, что означает то или иное вы-деленное слово, слушает ответы детей. Правильные или близкие к правильным ответы фиксирует. Если дети дают правильный или близкий к правильному ответ, то воспитатель дополняет и предъявляет картинку с изображением этого предмета. В случае, когда дети затрудняются объяснить непонятное им слово, воспитатель сразу предъявляет картинку и только потом дополняет ее объяснением. Все картинки прикрепляются к магнитной доске, и по ходу беседы воспитатель задает вопросы:

– как вы думаете, ребята, каким словом можно заменить «ширинка», «кушак», «ко-рыто»?

– а что значит «в свой удел»?

«журят» – как это слово объяснить?

Целесообразно вспомнить пословицы, загадки, в которых встречаются изучаемые устаревшие слова. Например: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты», «Черный конь скачет в огонь» (кочерга).

Воспитатель: ну вот и закончилось наше маленькое путешествие в Страну Старых Слов. С какими устаревшими словами мы сегодня познакомились?

(дети перечисляют слова, с опорой на картинки).

Воспитатель: а теперь давайте пройдем к столикам и я раздам каждому по картин-ке для разукрашивания. А вот какими цветами разукрашивать – выбирайте сами. Посмотрите, ребята, на картинке – …

( дети дополняют: ендова)

Воспитатель: молодцы, ребята!

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что именно вам понравилось? Что вы узнали нового? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну Фантазию» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 51 «Росток» Тема: «Путешествие в страну.

Конспект занятия «Путешествие в волшебную страну» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты»Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ № Организационно-методическая информация Содержание Примечание 1. Тема образовательной деятельности.

Конспект ООД в первой младшей группе «Путешествие в страну вежливых слов и хороших поступков» Цели: систематизировать знания детей на развития познавательных интересов, интеллектуального развития, через расширение кругозора детей.

Конспект ОУД в средней группе «Путешествие в страну вежливых слов» Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе. [/b] Воспитатель: Онищенко Татьяна Анатольевна. Тема: «Путешествие.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности с элементами театрализации «Путешествие в страну вежливых слов» Задачи: - учить детей использовать вежливые слова как средство взаимодействия со сверстниками и взрослыми - формировать умение вести диалог.

Конспект занятия «Путешествие в Страну Знаний» . Елина Н. М., воспитатель МАДОУ№77 «Зоренька» г. Северодвинск Конспект занятия «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе.

Родительское собрание в подготовительной группе «Новогоднее путешествие в страну «маленьких слов»Родительское собрание в подготовительной группе «Новогоднее путешествие в страну «маленьких слов» Цель. Закрепление знаний детей и родителей о предлогах («маленьких словах»). Задачи: Повышение  родительской  компетентности  в вопросах.

Семейная речевая викторина «Путешествие в страну Волшебных слов» .

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Предполагаемый результат: формирование у детей предпосылок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»
Опубликовано: 19 мая 2018 в 16:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»» (включая файлы) размещена пользователем Боровик Инна Николаевна (УИ 1409645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД