Боровик Инна Николаевна
Конспект занятия «Путешествие в страну Старых Слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Путешествие в Страну Старых Слов»
Цель занятия : закрепить знания детей о сказках, ознакомить детей с устаревшими словами, расширить словарный запас с помощью устаревших слов.
Задачи.
Образовательные: закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова; вызвать интерес к незнакомым словам, обогащать словарь детей за счет историзмов и архаизмов.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну Старых Слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Развивающие: продолжать развивать связную речь детей; расширять словарный запас; развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и доброжелательные отношения в детском коллективе, а также любознательность и активность.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, участие в литературной викторине, голосовая и эмоциональная модуляция.
Здоровьесберегающие технологии: постоянная смена деятельности; физминутка.
Оформление и оборудование: сюжетные картинки для наглядности; магнитная доска; шнур или веревка длиной 2–3 м с привязанным на конце мешочком с песком, карандаши, листки с теневым изображением ендовы по количеству детей.
Реализация ФГОС: интеграция полученных умений и навыков ребенка через об-разовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации.
Предварительная работа: воспитатель читает детям сказки, по которым намечено проведение викторины, рассматривает вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти книги дома с детьми, дети рисуют иллюстрации к сказкам для украшения группы (по желанию).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: наверное, вы знаете много разных сказок? Давайте с вами поиграем: я буду читать вам короткие отрывки, а вы попробуете угадать, из какой сказки этот отрывок. Ну что, готовы? Тогда слушаем внимательно:
(На выделенных словах воспитатель интонационно акцентирует внимание детей).
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела,
«Ай!» - тут же окривела:
Все кричат: лови, лови,
Да дави ее, дави!
Вот ужо! Постой немножко,
Погоди! А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
(ответы детей)
В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них – нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, а вставши с постели – за дело прини-малась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот вам еще задание:
- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К зав-трашнему дню мне велено пять пудов холстов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать». А коровушка-матушка ей в ответ: «Красна девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровуш-ке в одно ушко – вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы пока-тано.
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
(Ответы детей)
Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шелковые; почали они отца целовать, миловать и разными именами ласковыми называть, и две старшие сестры лебезят пуще меньшой сестры.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
(Ответы детей)
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Кочерга за кушаком –
Все вертится и кружится,
И несется кувырком.
К. И. Чуковский «Мойдодыр»
(Ответы детей)
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
(Ответы детей)
Два же брата между тем деньги царски получили,
В опояски их зашили, постучали ендовой
И отправились домой.
Дома дружно поделились,
Оба враз они женились,
Стали жить да поживать
Да Ивана поминать.
П. П. Ершов «Конек-горбунок»
(Ответы детей)
Долго у моря ждал он ответа;
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею – разбитое корыто.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, этот отрывок из сказки о рыбаке и рыбке. Ребята, вы молодцы, отлично справились с заданием! А теперь становитесь все в круг, давайте с вами вместе поиграем в игру «Ловись, рыбка»!
(Дети встают со своих мест, проводится физминутка).
Воспитатель: Ловись, рыбка, большая и маленькая!
Все дети-«рыбки» становятся в круг. Воспитатель-«рыбак» становится в центр кру-га и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под но-гами детей. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.
После физминутки воспитатель приглашает детей занять свои места.
Воспитатель: ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями викторины, угада-ли все отрывки из сказок! А скажите мне, пожалуйста, все ли слова из отрывков были вам знакомы и понятны?
(Дети отвечают «да», кто-то из ребят говорит «нет, не все»)
Воспитатель: Ребята, вы правы: в отрывках сказок действительно есть непонятные слова. Я предлагаю вам сейчас совершить путешествие в Страну Старых Слов. Это такая страна, где живут особые слова, и маленьким деткам там делать нечего, а вы уже взрослые и вам можно совершить такое путешествие! Наш русский язык – очень богат, в нем есть такие слова, которые называются устаревшими. Эти слова обозначают те предметы, которых в нашей современной жизни уже нет, либо они есть, но называем мы их по-другому.
(Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, что означает то или иное вы-деленное слово, слушает ответы детей. Правильные или близкие к правильным ответы фиксирует. Если дети дают правильный или близкий к правильному ответ, то воспитатель дополняет и предъявляет картинку с изображением этого предмета. В случае, когда дети затрудняются объяснить непонятное им слово, воспитатель сразу предъявляет картинку и только потом дополняет ее объяснением. Все картинки прикрепляются к магнитной доске, и по ходу беседы воспитатель задает вопросы:
– как вы думаете, ребята, каким словом можно заменить «ширинка», «кушак», «ко-рыто»?
– а что значит «в свой удел»?
– «журят» – как это слово объяснить?
Целесообразно вспомнить пословицы, загадки, в которых встречаются изучаемые устаревшие слова. Например: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты», «Черный конь скачет в огонь» (кочерга).
Воспитатель: ну вот и закончилось наше маленькое путешествие в Страну Старых Слов. С какими устаревшими словами мы сегодня познакомились?
(дети перечисляют слова, с опорой на картинки).
Воспитатель: а теперь давайте пройдем к столикам и я раздам каждому по картин-ке для разукрашивания. А вот какими цветами разукрашивать – выбирайте сами. Посмотрите, ребята, на картинке – …
( дети дополняют: ендова)
Воспитатель: молодцы, ребята!
Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что именно вам понравилось? Что вы узнали нового? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?