наталья загорулько
Семинар для родителей «Путешествие в страну Сенсорику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение представлений родителей о сенсорном развитии детей раннего возраста
Задачи:
1. познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятие цвета, формы, величины предметов;
2. активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
3. укреплять сотрудничество семьи и родителей.
Темочки:
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Оборудование: пособия и дидактические игры по сенсорному развитию детей 2-3 лет; памятки по сенсорному воспитанию детей, о нетрадиционных техниках рисования; «черный ящик»; музыкальное оформление; материал для проведения игр
Ход собрания:
-Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребенок учится и познает жизнь.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы много хлопот по дому, и совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорном развитии детей. Но сначала немного в памяти освежим, что же такое сенсорное развитие.
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и других предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Сенсорное воспитание – это развитие ощущений и восприятий. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На 2-3 году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
-Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах и величинах должны накапливать дети 3г. жизни, обучаясь в детском саду по программе «От рождения до школы» под ред. Васильевой М. А.? (ответы родителей).
-Начиная с 4г. жизни у детей формируются сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это устойчивые закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам группировки по цвету и форме, способам обследования предметов.
На основе этих задач разработана система игр и упражнений. Основная задача дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО-деятельностью, конструированию позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в повседневной жизни.
-Какие дидактические игры есть у вас дома? Как вы в них играете со своим ребенком? Чему могут научить такие игры? (ответы родителей)
При проведении дидактических игр дома родитель должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания названия цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», воспитатель вносит «черный ящик»
-Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «черном ящике» (воспитатель предлагает определить предмет нескольким родителям. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения)
-Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, обладающими самыми разными свойствами и качествами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
-Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который ребенок проходит при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и младшего возраста, а также познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научит вас изготавливать сенсорные игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике. В итоге вы узнаете, что же находится в «черном ящике». А так как вы родители маленьких детей, я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через игру дети усваивают сенсорные знания.
Звучит «волшебная» музыка
-Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы отправляемся в путешествие в страну Сенсорику!
Воспитатель берет в руки волшебную палочку
-Вот я палочкой взмахну,
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу, доброй Феей буду!
Палочка-чудесница, волшебная кудесница!
Поскорее встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом мы стоять,
Будем глазки закрывать!
А теперь начнем вращаться,
В ребятишек превращаться.
В поездку собираемся,
Паровоз давно нас ждет,
В страну Сенсорику повезет!
Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», родители становятся «паровозиком»
-Солнышко светит, облака плывут.
Паровозик едет тук-тук-тук-тук.
Мчится паровоз.
Он в страну Сенсорику всех детей привез!
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
-Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке.
В каждом спелом колоске,
В солнце, сыре и песке (желтый цвет; на мольберт выставляются человечки определенного цвета)
-Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зеленый цвет)
-Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
-Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом
И на ящичке почтовом (синий цвет)
-Догадались, как станция называется? (станция Цветная). И жители этой страны предлагают вам поиграть в «цветные игры».
Игра 1. «Построим башню»
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышу построить башню, например, красного цвета. Покажите ребенку красный кубик и поставьте его на пол. Давай построим башню такого цвета. Найди такие же кубики. Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их (такой – не такой). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если не такой – предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни. Вот какая у нас получилась красивая красная башня!
Проводится демонстрация игры с одним родителем.
Игра 2. «Разноцветные флажки»
Это веселая подвижная игра-разминка, направленная на развитие реакции и внимания детей, также позволяет закрепить знания основных цветов. Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки.
Игра проводится с родителями 2-3 раза под музыку
Игра 3. «Разложи по коробочкам»
Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой помещаются предметы разных цветов. Предложите ребенку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.
Проводится игра с родителями под веселую музыку
Вот зайчишки –шалунишки
Целый день читали книжки,
А потом пошли играть,
Стали шарики катать.
Будем шарики собирать
И в коробку насыпать.
Цветные человечки нам хотят помочь знать, что находится в «черном ящике» и дают подсказку.
Воспитатель показывает карточку зелёного цвета и выставляет ее на фланелеграф
Значит, в ящике предмет зеленого цвета, запомним. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
Звучит музыка.
Солнышко светит, облака плывут.
Паровозик едет тук-тук-тук-тук.
Мчится паровоз
На следующую станцию он детей привез.
-Как же называется эта станция?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
-Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)
-Злая рыба, хвост – лопата
Откусила полквадрата,
Целый угол, верь-не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
-Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
-Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут
Как теперь его зовут? (овал)
-Как называется станция? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят детей с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом и треугольником, научать подбирать нужные формы разными методами.
Игра 1. «Волшебный мешочек»
Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму, затем достают фигуру и называют ее цвет.
Игра 2. «Прятки»
Те фигуры, которые родители достали из волшебного мешочка, воспитатель выставляет на стол и просит запомнить их расположение; затем накрывает фигуры платком и незаметно убирает один из предметов. Родители определяют, какая фигура «спряталась».
Игра 3. Определи форму»
Каждому родителю раздается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинку – родители должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
Динамическая пауза под ритмичную музыку
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз.
Вправо-влево повернись.
Руки в стороны пошире.
Раз – два – три – четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы похлопаем руками,
Мы потопаем ногами,
Мы киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И на стульчик приседаем.
-Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в «черном ящике» находится предмет круглой формы среднего размера.
Показывает фигуру и выставляет на мольберт
-А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Едем дальше!
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят.
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
-Ну, вот мы и приехали. Кто нас встречает? (художник Карандашкин). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандашкин нас научит необычно рисовать.
Родителя садятся за столы, на которых находится оборудование для нетрадиционного рисования.
-Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования – способствовать накоплению сенсорного опыта и обобщению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Звучит музыка, появляется незаконченная картина на ватмане, которую ладошками и пальчиками рисовали дети.
-Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена картина? (рисование ладошками и пальчиками). Какие цвета использовались? (основные – красный, зеленый, синий) Какого цвета не хватает? (желтого).
-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на этой картине? (солнышко). Вот вам задание: используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко.
Родители под веселую музыку выполняют работу.
-Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных способах рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровоз снова зовет нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
-Наш поезд прибыл на конечную станцию Игрушечную. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает.
Воспитатель знакомит родителей с играми и пособиями.
-Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
-А сейчас мы проведем с вами мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Волшебные клубочки». Она изготавливается быстро и не требует определенных усилий. Смотать обычный клубок ниток – дело для малышей весьма непростое., а справиться с таким своенравным клубком, как этот, под силу только настоящему укротителю клубков. Один волшебный клубочек может быть игрушкой для одного ребенка, а если вы изготовите несколько, то сможете устроить целое соревнование для нескольких ребятишек. С помощью спички нужно хорошо заплавить оба конца шнура, чтобы они не лохматились и не распускались. С помощью палочек вставьте конец шнура в отверстие. Вот и все, волшебный клубочек готов!
Родители изготавливают игру под песню «Куда уходит детство?»
-Настало время превращаться во взрослых.
Звучит сказочная мелодия.
Вот я палочкой взмахну,
Загадаю чудо,
Всем ребятам помогу,
Доброй Феей буду.
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорее встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом мы стоять,
Будем глазки закрывать.
А теперь начнем вращаться,
И во взрослых превращаться.
-Уважаемые родители! Давайте вспомним нашу первую игру «Черный ящик». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта, находящегося в ящике. Как вы думаете, что это? (родители предлагают варианты ответов) В помощь воспитатель загадывает загадку:
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (капуста)
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что то у взрослых и у детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений – к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться как в умственном, так и в физическом, эстетическом, нравственном отношениях.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. Понравилась вам сегодняшняя встреча? Чем полезна именно для вас данная встреча? Какие конкретные игровые приемы вы будете использовать дома в играх с детьми? Чему могут научить сенсорные игры?
Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов. Познакомились с разновидностями игр; научили, каак методически грамотно их проводить и изготавливать.
Решение родительского собрания : учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилие на решение следующей задачи: каждой семье организовывать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
-Уважаемые родители!
Закончена игра!
Она у нас рассчитана на один час.
Но в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!
Пусть подготовленные памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.
Просим вас оценить нашу встречу. На входных дверях в приемной расположен паровозик и цветные фишки. Если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи – прикрепите красную фишку, если частично – синюю фишку, если не удовлетворены – зеленую фишку.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!