Оксана Власова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к традиционной народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.
Развивающие:
Продолжить развивать эстетический и художественный вкус.
Формировать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Упражнять в образовании прилагательных.
Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
Активизация словаря:
Глиняная, тряпичная, пеленашка, деревянная, хоровод, плетень, прялка, угли.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами быта, обычаями и традициями.
Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Разгадывание загадок.
Слушание русской народной музыки.
Организация и проведение русских народных игр («Заря - заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)
Разучивание пальчиковых игр.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы прошлых лет».
Игры с куклами.
Рассматривание и игры с куклами из мини- музея.
Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек».
Развивающая предметно-пространственная среда:
Макет печки.
Предметы крестьянского быта.
Ткань для изготовления куколки.
Проектор.
Используемые методы и приё мы:
Просмотр презентации «Как раньше жили».
Просмотр презентации «Куклы- обереги»
Отгадывание загадок.
Народная игра «Плетень».
Показ схемы изготовления пеленашки.
Список литературы:
Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции», 2007.
Дыбина О. В. «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.
Лаврентьева Л. С., Смирнова Ю. И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами живём в больших домах, у нас много всякой техники. (показ слайдов) Но так было не всегда. А вы знаете, как люди жили раньше? (ответы детей) Оказывается, что мы мало знаем о прошлом. А хотите узнать больше? (ответы детей)
Рассказ воспитателя с показом слайдов.
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы- красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
Ребята, скажите, раньше дома были такие же, как и сейчас? (ответы детей)
Давайте с вами отправимся в путешествие и всё узнаем.
Посмотрите, в какую красивую, русскую избу мы с вами пришли! Вам нравится?Как здесь уютно и как много старинных и неизвестных предметов.
Ой, смотрите, нас встречает бабушка Нюра! (слайд с изображением бабушки) Я знаю, что бабушка собирает загадки. А вы любите загадки? (ответы детей)
Включается озвученная загадка:
Летом спит,
Зимой горит.
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Воспитатель: - Ой! Какие молодцы! Правильно это печь. (слайд- печь)А кто мне скажет для чего нужна печь? А сейчас есть в домах печи (ответы детей)
Воспитатель: Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. (слайд- огонь в печи) Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. (слайд- угли) Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
Воспитатель: А вот интересно, как люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей) (показ слайдов)
Давайте поиграем в народную игру «Плетень» (дети играют)
Воспитатель: Ребята бабушка Нюра нас заждалась, она вам приготовила ещё загадку: (озвученная загадка)
Предметы наши
Для щей и каши,
Не бьются, не ломаются
Порче не подвергаются! (посуда)
Дети:
- Посуда!
Воспитатель: - Молодцы! А как вы думаете, из чего сделана эта посуда?
(Ответы детей)
Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески. (показ слайдов)
Ещё посуду делали из глины. Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.
Бабушка Нюра хочет вам ещё загадку загадать. Озвученная загадка:
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! "
(Прялка) (показ слайдов)
Воспитатель: Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, чем играли дети в те давние времена?
(ответы детей)
Презентация «Куклы наших предков»
Воспитатель:
Какие интересные игрушки были раньше! Скажите, а может быть, вы знаетеещё что- то об игрушках наших бабушек? (тряпичные, обереговые)
Воспитатель:Правильно, а почему этих кукол делали без лица? (ответы детей)
Презентация про кукол.
Воспитатель показывает детям куклу-пеленашку.
Воспитатель: Как называется эта куколка? (ответы детей)
Вы знаете, что эта куколка охраняла новорожденных младенцев от дурного глаза.
Представляете, раньше, прежде чем скатать тело-трубочку, ткань шесть раз с молитвой сворачивали-разворачивали и лишь на седьмой скатывали окончательно и перевязывали нитью. Но и здесь все непросто. Нить нужно было непременно держать в правой, а трубочку-скрутку в левой руке. Наматывая нить, будущая мама нашептывала пожелания для своего младенца: чтобы был здоровый, богатый, умный, смелый…
Таких куколок полагалось сделать семь штук. Их клали новорожденному в люльку, привязывали к ручке или на одежду.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать таких кукол? (ответы детей)
Слайды со схемой изготовления пеленашки.
Практическая часть.
Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что интересного вы узнали?
А что вас удивило?
За что вы бы себя похвалили?
Вы большие молодцы! Давайте подарим наших куколок малышам.