Вашкина Татьяна
Проект «Путешествие в прошлое человека»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
Полное название проекта: «Путешествие в прошлое Человека»
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность
Публикация «Проект „Путешествие в прошлое человека“» размещена в разделах
В формировании всесторонне развитой, общественно активной личности важнейшая роль принадлежит образовательным учреждениям. Именно они осуществляют передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций - воспитание нового человека. Дошкольники — народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили- были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть что — нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Именно с этих вопросов воспитанники вступают на путь познания прошлого человечества. Но если для таких образовательных учреждений, как школа, разработаны программы для реализации учебного материала, созданы учебные пособия, то в детских садах педагоги испытывают затруднения в преподнесении материала по изучению истории древнего мира. С такой проблемой столкнулась и я.
Изучив литературу, опыт работы других педагогов по данной теме, был разработан недельный проект «Путешествие в прошлое Человека». Этот проект открывает возможность ввести детей в мир истории цивилизации, каким он предстает в освещении современной науки, и вместе с тем показать, что древняя история актуальна и для сегодняшнего дня, составляя глубинное основание современной цивилизации.
Цель проекта - создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о человеке в истории цивилизации.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать представления о происхождении человека как одном из звеньев эволюции живых существ Земли.
2. Расширять представления об образе жизни человека в глубокой Древности и Средние века, их материальной и духовной деятельности;
3. Способствовать осознанию детьми своей принадлежности к человеческому роду.
4. Содействовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
5. Воспитывать у детей чувство социальной значимости человека в мире, формирование понимания того, что человек – творец (может многое создать, изобрести).
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- уметь осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
- уметь анализировать и сравнивать факты, события, личности;
- уметь выполнять данные воспитателем задания;
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Продукт проектной деятельности: Мини-музей «Колесо истории».
Форма проведения итогового мероприятия: презентация мини-музея «Колесо истории» воспитанниками старшей группы.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Составление плана деятельности.
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
- Работа с родителями по изготовлению экспонатов для музея.
2 этап - Реализация проекта:
1 Блок Происхождение Земли
Задачи:
- познакомить детей с историей происхождения Земли;
- дать представление о первых растениях и животных.
1. Просмотр презентации «Рождение Земли. Появление жизни»
2. Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»
3. Просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров»
4. Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»
5. Создание и обыгрывание макета-ландшафта «Время динозавров»
2 Блок Первобытный человек
Задачи:
- формировать представления о происхождении первобытном человеке, его внешнем виде, образе жизни, жилище.
1. Просмотр презентации «Древнейшие люди»
2. Рассматривание макета «Пещерный человек»
3. Творческая деятельность «Украшения древних людей»
4. Просмотр отрывков из фильма «Прогулки с пещерным человеком»
5. Сюжетно-ролевая игра «Пещерные люди»
Блок 3 Первобытный человек (продолжение)
Задачи:
- дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях, о развитии пещерного искусства;
приручение животных.
1. Рассматривание макета «Охота на мамонта»
2. Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда, орудий охоты
3. Экспериментальная деятельность «Добыча огня»
4. Спортивное развлечение «На охоту»
5. Творческая деятельность «Наскальная живопись»
6. Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе»
4 Блок Человек в Средневековье
Задачи:
- дать детям представление о рыцарстве в Средневековье.
1. Просмотр презентации «Путешествие в Средневековье»
2. Рассматривание и обыгрывание макета «Средневековый замок»
3. Совместная творческая деятельность детей и родителей «Рыцарские доспехи» (картон, теплоизоляция)
4. Развлечение «Рыцарский турнир»
5 Блок Оформление и презентация мини-музея «Колесо истории»
1. Выбор места для размещения музея
2. Выбор дизайна оформления музея
3. Подбор экспонатов
4. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея (занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность)
5. Презентация музея
3 этап - Заключительный:- Анализ результатов проекта.
- Самостоятельная деятельность детей в группе по теме.
Используемая литература:1. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти», 2005 г.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. «Сфера», 2002 г.
3. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М. «Сфера», 2009г.
4. Энциклопедия «Что было до нашей эры».
5. Справочник дошкольника «История».
6. Детская энциклопедия «РОСМЭН».
7. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).
8. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.