Лилия Булдакова
Сценарий образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие в мир животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий совместной образовательной деятельности
в старшей группе воспитателя I квалификационной категории МКДОУ № 13 Булдаковой Лилии Михайловны
по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир животных».
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе „Путешествие в мир животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Цель: способствовать формированию знаний детей о различных видах животного мира и его многообразии.
Задачи:
- формировать представления о том, что животные делятся на классы (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые);
- содействовать формированию познавательных интересов, любознательности;
- создавать условия для обмена опытом между детьми;
- побуждать детей к проявлению любви и бережному отношению к животным.
Форма организации: игра-путешествие.
Подготовительная работа:
1. организация развивающей среды:
- внесение тематических альбомов (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые).
- внесение настольно-печатных игр («зоологическое лото», «Земля и ее обитатели»).
- подборка книг, энциклопедий о животных;
2. чтение книг;
3. рисование и лепка животных;
4. просмотр видеофильмов, презентаций о животных.
Материалы и оборудование: карта-путеводитель с загадками, фигурки животных, птиц, насекомых, аквариум с рыбками, макеты вольеров, силуэты животных, ширма.
Содержание образовательной деятельности :
Воспитатель вносит в групповую комнату глобус. Рассматривает его вместе с детьми. Подводит к тому, что планета Земля состоит из суши и воды. И в воде, и на суше обитает очень много разнообразных животных.
Спрашивает у детей, хотели бы они познакомиться с животным миром нашей планеты? Где это можно сделать? (предположения детей)
Приглашает детей поучаствовать в интересной игре «Путешествие в зоопарк», который приехал в детский сад.
Рассказывает, что в любом путешествии необходима карта-путеводитель, которая укажет маршрут. Показывает эту карту детям и предлагает отправиться в зоопарк.
/В групповой комнате за ширмой, на которой написано «Зоопарк», размещены «вольеры» с животными. /
Подойдя к зоопарку, обращается к карте и зачитывает первую загадку:
Две ноги, два крыла,
На голове клюв и глаза,
Умеет бегать и летать,
Плавать и нырять.
(птица)
Предлагает найти отгадку (силуэт птицы) и прикрепить ее на карту.
Приглашает детей к «вольеру» с птицами.
Предлагает детям назвать птиц, рассказать все, что они знают о птицах. При необходимости задать вопросы:
- назовите главную особенность птиц?
- чем покрыто тело птиц?
- как появляются птицы?
- из чего строят гнезда и т. д.
Подвести итог: птицы – это животные. Их можно встретить в природе повсюду: в лесах, пустынях, горах, тундре, поле, городе. Большинство видов умеет летать. Однако есть такие, каким эта способность не дана. Это касается пингвинов и страусов. Птицы строят гнезда и откладывают яйца. Насиживают одним или обоими членами пары. Большинство птиц долго ухаживает за потомством после его появления на свет.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы». Дети делятся на 2 команды. Первая команда отбирает картинки с изображением перелетных птиц; вторая – зимующих.
После игры загадывает вторую загадку:
Хвост, плавники и голова,
Тело покрывает чешуя,
Плавают, ныряют, икры метают,
В реках и морях обитают.
(рыбы)
Вновь предлагает отгадку (силуэт рыбки) прикрепить к карте.
Приглашает к аквариуму с рыбками.
Предлагает назвать рыб, которых дети узнали.
Спрашивает, что дети знают о рыбах. Если дети затрудняются, задает вопросы:
- чем питаются рыбы?
- чем покрыто тело рыб?
- как появляются мальки?
Обращает внимание на обтекаемость формы тела рыб, гибкий хвост, плавники, которые помогают рыбам успешно маневрировать под водой.
Напоминает детям, что рыбам характерно дыхание при помощи жабр. Обитают рыбы, как в пресных, так и соленых водоемах. Размер рыб варьируется от нескольких миллиметров до нескольких метров.
После беседы предлагает детям присесть и поиграть в игру «Рыбка» (пальчиковая гимнастика).
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть Ладошки соединены вместе
Плавные движения кистями рук
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать. Погрозить пальчиком
Хлопнуть в ладоши
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла. Выгнуть кисти рук, пальцы вниз, Имитировать движениями пальцев
Рыбка хвостиком махнула, Сложить ладони вместе, поворачивать влево-вправо
Рыбка быстро уплыла. Спрятать руки за спину.
Воспитатель вновь обращается к карте-маршруту. Загадывает детям загадку:
Тело, ушки, голова,
Шесть ног всегда.
Ползают, прыгают, летают,
Наш мир населяют.
(насекомые)
Предлагает приклеить силуэт - отгадку на карту.
Приглашает подойти к террариуму с насекомыми и назвать их.
Уточняет знания детей через вопросы:
- чем отличаются от других животных?
- как появляются на свет?
- как передвигаются и т. д.
Обобщает ответы детей.
В мире множество совершенно непохожих друг на друга насекомых. Есть гиганты с длиной тела до30 см, а есть насекомые, которых невозможно разглядеть невооруженным глазом. Одни живут не более нескольких часов, другие успешно существуют на протяжении десятилетий. А начинают они свою жизнь с яиц, вид и форма, которых очень разнообразны. Одни – растительноядные (бабочки, пчелы, другие могут быть хищные (божьи коровки, стрекозы, третьи- всеядные (сверчки, кровососущие- комары, слепни). Есть насекомые паразиты, есть насекомые, приносящие пользу, а есть и вредители.
Спрашивает, есть ли у детей вопросы?
Предлагает поиграть в игру «Паук и мухи». Выбирается 1 паук. Все остальные играющие изображают мух. «Мухи» разлетаются по группе, жужжат. По сигналу «паук» замирают. «Паук» выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, уводит в свою паутину.
Воспитатель загадывает последнюю загадку:
Четыре лапы, пятый хвост,
Есть туловище, голова и нос.
Они повсюду обитают,
Царство животных возглавляют.
(звери)
Дети отгадывают загадку и прикрепляют последний силуэт к карте-путеводителю.
Воспитатель предлагает назвать животных, которые находятся в «вольере» и рассказать все, что они знают о жизни этих зверей.
Обобщает ответы детей:
- звери живут повсюду: на холодном севере и жарком юге, в лесах, степях и горах;
- они отличаются друг от друга внешним видом и размером.
У зверей рождаются детеныши. Они питаются молоком. Их называют млекопитающими.
Предлагает присесть. Спрашивает:
- опасны ли для человека звери?
- чем опасны?
- нужно ли защищать животных?
- от кого их нужно защищать?
- как человек может защитить животных?
Дает положительную оценку и сообщает детям, что путешествие подошло к концу.
Спрашивает у детей, понравилось ли путешествие, чем запомнилось?
Что показалось сложным?
Предлагает вспомнить, какие классы животных были в нашем зоопарке и проверить с помощью карты-путеводителя.
Договаривается с детьми оставить карту-путеводитель в группе для игры в «Зоопарк».
Далее предполагается свободный выход в игру.