Анна Саразякова
НОД по экологии «Путешествие в мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в мир птиц». НОД по экологии.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература», «Художественное творчество».
Задачи:
1. Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц, познакомить с новым словом – орнитолог;
2. Распознавать экологические группы птиц, их признаки;
Публикация «НОД по экологии „Путешествие в мир птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;
4. Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, образе жизни, о роли птиц в природе и жизни человека;
5. Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц, учить рассуждать, высказывать свое мнение;
6. Развивать наблюдательность, память, мышление, любознательность;
7. Развивать интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.
8. Закрепить математические знания о соответствии числа и количества, знании чисел в пределах 10;
9. Закреплять умение в словообразовании.
10. Воспитывать интерес к жизни птиц, бережном отношении и желание помогать им, воспитывать любовь к природе.
«Путешествие в мир птиц». НОД по экологии в старшей группе.
Ход:
Воспитатель. Вы любите путешествовать? Тогда мы отправимся туда, о ком я загадаю загадку:
«Может ходить, но не человек.
Может летать, но не самолет.
Дом может построить без топора и рук,
У них детки-юнцы называются птенцы.
Кто это такие?» (Птицы)
-Правильно отгадали. Мы отправимся с вами в мир птиц, где узнаем, кто же такие птицы, где живут, чем отличаются друг от друга? Человек, который изучает птиц, называется орнитологом. На минутку глаза и представьте, что вы – орнитологи. Ты кто, Саша? (Я - орнитолог). А, ты кто, Настя? (Я - орнитолог). А все мы, вместе: орнитологи!
-Отправимся мы на ковре-самолете. Усаживайтесь поудобнее, взлетаем. Звучит спокойная музыка ветра. Музыка остановилась.
-Ну, вот мы и приземлились. Сколько вокруг удивительных птиц! Воспитатель обращает внимание на картинки с птицами. Начинается показ слайдов, голоса птиц.
А, вы кто такие? (Мы – орнитологи). Ну, тогда проверим, ведь вы должны знать все про птиц. Присаживайтесь за столы.
-Итак, первое задание:
«Сосчитайте птиц на картинке и покажите соответствующую карточку с числом».
-Второе задание:
- Вы хорошо знаете, как выглядят птицы? Тогда узнайте по элементу, что это за птица и найди картинку. Несколько детей работают у доски, остальные проверяют.
Воспитатель обращает внимание на ватман, на котором изображены птицы.
-Да, каких только нет на свете птиц! Посмотрите, одинаковые ли они! Конечно разные. А, как вы думаете, от чего это зависит? (Дети высказывают свои предположения).
Благодаря своей многочисленности и главному способу передвижения – полету, птицы расселились по всему земному шару и приспособились к существованию даже в пустынях и очень холодных районах.
-А, теперь поиграем в игру: «Где живут птицы».
Показ картинки. Дети характеризуют. Например: кукушка, дятел – живут в лесу, это лесные птицы. Пингвин, чайка – живут на берегу морей – это прибрежные птицы. Петух, индюк – живут с человеком – это домашние птицы.
- Скажите, ребята, как вы думаете, с помощью чего птицы отыскивают себе пищу? (С помощью лап и клюва. С помощью лап разгребают землю, роют, ищут насекомых и семена. С помощью клюва хватают, разрывают, раскалывают.) Молодцы!
-А, теперь, следующее задание:
Внимательно посмотрите на слайд. (Мы видим пеликана, речную чайку, дикую утку. Эти птицы живут по берегам рек, морей и прудов. Чем похожи все эти птицы?
Составьте схему. Ребенок составляет схему и рассказывает: «У всех птиц есть крылья, клювы, тело покрыто перьями, птенцы вылупляются из яиц.
- Составьте схему для водоплавающих птиц.
- Оказывается, от места обитания и питания зависит форма клюва у птиц. Например,у пеликана клюв длинный, мощный. С его помощью он ловит рыбу, как сачком. Он может ловить до тех пор, пока не заполнится мешок. У чайки клюв загнут вниз и похож на крючок, с помощью которого она хватает, удерживает и раздирает скользкую рыбу.
-Ну, что, отдохнем? (Физминутка). Встаньте, пожалуйста. Если вы услышите, что называю птицу, то хлопайте, а если не птицу, то топайте.
«Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Комары, кукушки,
Чибисы, чижи,
Аисты, лягушки,
Совы и ватрушки»
- Молодцы, какие внимательные орнитологи!
Теперь следующее задание, очень трудное: Игра называется «Четвертый лишний». Работа со слайдами. Найдите лишнюю птицу по среде обитания. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают и называют лишнюю птицу, обосновывая свой ответ. (Дятел, клест, глухарь, воробей.)
2. Какая птица не является водоплавающей? (Лебедь, гусь, цапля, пингвин).
3. Какая птица не является домашней? (Курица, павлин, утка, индюк)
4. Какие птицы перелетные? (Воробей, ворона, сорока, ласточка).
-Следующее задание: Слайд «Сова». (Упражнение на словообразование).
- Вы уже знаете, что сова охотиться ночью, а как будет называться такая охота? Дети: «Ночная».
-Как будет называться охота утром? Днем? Вечером? Летом? Зимой? Весной? Осенью? В лесу?
-Как вы думаете? Почему птицы умеют летать? Дети высказывают свои предположения.
-Птицы – единственные на Земле животные, у которых есть перья.
Рассмотрим перья птиц. Слайд «Различные виды перьев». Рассмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются? (размером, цветом, строением). Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья называются маховыми. Они предназначены для полета и расположены на крыльях. Хвостовые перья называют рулевыми. Они предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями, они согревают птиц.
Давайте рассмотрим перья с помощью лупы. (Поисково-исследовательская работа).
Маховое перо легкое, т. к. внутри стержня пустота. На бороздках видны крючочки и выступы, которые легко соединяются, склеиваются. Если крючочки расцепляются, птица чистит клювом перышки и снова соединяет их. Где располагаются маховые перья? (На крыльях).
Возьмите теперь маленькое перышко - пуховое и рассмотрите. Оно пушистое, нежное, волоски у него не скреплены между собой. Эти перышки сохраняют тепло тела. А, как называются перья на хвосте птицы? (Рулевые).
-Молодцы, все отлично справились с заданием. Вы настоящие орнитологи!
-Ребята, птицы, как и люди – живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. Что бы вы предложили для охраны птиц? (Нельзя разорять гнезда! Нельзя кричать в лесу! Нельзя приносить домой яйца и птенцов из гнезда! Нельзя стрелять в птиц! Надо развешивать кормушки, скворечники, подкармливать птиц особенно в холодное время, когда им очень трудно найти корм).
-Конечно, нужно заботиться и охранять птиц! Но только ли птиц? Мы должны бережно относиться ко всей окружающей природе, тогда наша Земля станет самой красивой и богатой растительным и животным миром.
-Возьмите лист бумаги и соедините все точки фломастером. Какая птица у вас получилась? Дети выполняют задание.
-Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Кем вы сегодня были? Орнитологами – специалистами по изучению птиц! Свои рисунки можете забрать и раскрасить дома, кто не успел, а нам пора. Садитесь на ковер-самолет и отправляемся в детский сад! Звучит музыка: «Голоса птиц».