Киселёва Оксана Александровна
Конспект ОД «Путешествие в город мастеров Романовской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Расширить представление детей об истории возникновения романовской свистульки.
Задачи:
-продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, народными игрушками Липецкой области, в характере и особенностях романовской игрушки, закреплять умения сравнивать, находить характерные отличия,
-развивать самостоятельность мышления детей, художественный вкус, совершенствовать умения работать с глиной,
Публикация «Конспект ОД „Путешествие в город мастеров Романовской игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Романовские игрушки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Средства:
• музыкальные – весёлые русские народные песни.
• оборудование – Романовская игрушка, фартуки для работы; салфетки, кисточки, стеки, ёмкости с водой
Словарная работа:
-Мастер и мастерица
Предварительная работа:
рассказ воспитателя о романовской игрушке, рассматривание картинок романовских игрушек; беседы о романовской игрушке.
Ход ОД:
- Ребята, посмотрите, я сегодня получила посылку, как вы думаете, что там. (в посылке Романовская игрушка)
Распаковка посылки и рассматривание свистульки.
- Как вы думаете, что это за игрушка? (ответы детей)
-Скажите вы знаете где изготавливают такие игрушки?
- А вы хотели бы побывать в городе мастеров «Романовской игрушки».
- В этом городе изготавливают глиняные игрушки. Как вы думаете, сложно ли делать глиняные игрушки? (ответы)
-Я предлагаю посмотреть на экран и познакомится с историей Романовской игрушки.
Презентация «История романовской игрушки»
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. В этом селе было много разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды – белой, чёрной, красной и жёлтой. Сначала мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Позже некоторые мастера начали лепить для
детей глиняные игрушки со свистками - свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Романовские игрушки отличаются мелодичностью из-за количества дырочек. Свистульки были музыкальным сопровождением развлечений, ярмарок, праздников. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов,
каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома. Козел означал хлебное изобилие. Индюк – детская игрушка. Петух - хозяин двора, знак огня и символ солнца. Женская фигура - традиционный образ Берегини. Со временем свистульки увеличиваются в размерах. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской. Расписывались они очень яркими цветами: красными, желтыми и зелеными. После открытия Липецкого курорта стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Игрушка становится не детской, а декоративной, превращается в мини-скульптуры, как фарфоровые статуэтки.
-Ребята, хотите отправиться в путешествие в город мастеров.
-Для того что бы попасть в город мастеров нужно сказать волшебные слова.
-Тогда закрывайте глаза и дружно скажите: «Раз, два, три. Повернись - в мастерской Романовской игрушки очутись!».
- Вот вы и оказались в мастерской романовской игрушки.
Мастерица : Здравствуйте, ребята. Я мастерица романовской игрушки.
Дети: Здравствуйте.
-А откуда ко мне пришли?
Дети: из Д/С
Мастерица -А вы знаете, дети, кто такая мастерица?
Дети: Это главный человек в мастерской. Она очень хорошо владеет своим мастерством, любит свою работу, вкладывает в неё свою душу. Она может творить чудеса.
Мастерица : Посмотрите, я здесь сделаю глиняные игрушки, я готовлюсь к ярмарке. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я одна, а игрушек так много надо слепить.
- Ребята может вы мне поможете? (ответы детей)
А сейчас я приглашаю вас пройти в нашу мастерскую и стать настоящими мастерами-умельцами.
(Пригласить детей за столы)
Что бы сделать игрушечку нам нужна глина, и нехитрые инструменты дощечка, и палочка стек с одной стороны, как лопаточка, а с другой заточенная остренькая.
В романовской игрушке : три приёма конь делается катушкой, барышня Романушка накатыванием юбочки, а большая часть образов делается приёмом лепки пельмень.
Вот сейчас мы будем свами лепить Жаворонка - свистульку.
Начинаем свами с шарика глины. (большой шар)
Следующий этап лепёшечка, разминаем, разминаем лепёшечку, дальше мы эту лепёшечку сворачиваем, и запечатываем внутри воздух и форма очень похожа на пельмень, поэтому и приём лепки называется пельмень.
Далее шов заглаживается, с одной стороны мы свами вытянем заготовку под свисточек, с другой стороны мы свами намечаем будущею шейку и головку, после мы вытягиваем хохолок и клюв. Вот такая заготовка у нас получается.
Следующий этап это делаем ножки – подставочки из одной заготовки сразу две ножки, затем как следует нужно примазать ножки к туловищу. Самое главное, чтобы у вас не осталось трещинок иначе во время обжига изделие может просто разорвать. Сначала наша заготовка сохнет, затем обжигается в печи при температуре 900 градусов, потом расписывается.
Жаворонка мы слепили он у нас стоит.
Берём наши деревянные стеки прокалываем глазки острой стороной, ноздри, стороной как лопаточка намечаем клюв, и делаем насечки по всему гребешку и гребешок получается, как солнышко.
Острой круглой части стека прокалываем внутрь камеры отверстие, и стороной стека как лопаточка мы будем пытаться выйти на зачищенную площадку. Вот и все секреты.
Физкультминутка (выходят, становятся в круг)
Завелась неведомая птица – шагаем на месте
На Руси народ дивится: плавно разводим руки в стороны
Не поёт и не летает, машут вправо влево указат. пальцем правой руки
Вся горит и полыхает. ритмично сжимаем и разжимаем кулачками
Далеко по белу свету становимся на носочки руки вверх
Знают люди птицу эту.
Эта птица не простая, часто качают головой слева направо
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка, выставляют руки вперёд ладонями вверх
Вот игрушка-романушка.
По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.)
- Дети, я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.
-А мне очень понравились все игрушки, потому что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой.
- но а нам уже пора прощаться, что бы попасть обратно попасть в д/с вам нужно сказать волшебные слова.
-Закройте глаза и дружно скажите: «Раз, два, три. Повернись - в детском саду очутись!».
- Дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
-С кем познакомились?
-Чем знаменит наш Липецкий край? (Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой).