Авласович Елена
«Путешествие в цирк». Конспект занятия с элементами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Авласович Елена Юрьевна
учитель-логопед
МАДОУ детского сада
комбинированного вида № 173
Путешествие в цирк.
Занятие с элементами сюжетно-ролевой игры.
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: обучение грамоте.
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Второй год обучения, третий период.
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: ознакомление со звуком «ц» и буквой «Ц».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять правильное произношение звука «ц»;
• продолжать учить подбирать слова с заданным звуком;
Публикация «„Путешествие в цирк“, Конспект занятия с элементами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Сюжетно-ролевая игра
- Темочки
• отрабатывать навыки слогового деления, определения местоположения звука в слове;
• упражнять в словообразовании и словоизменении;
• обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цирк», расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речевое внимание, память, воображение, мышление;
• продолжать развивать языковое чутье и фонематический слух;
• формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия;
• учить снимать эмоциональные и мышечные зажимы;
• создавать положительный эмоциональный настрой.
Воспитательные задачи:
• воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу и животным.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» Л. Р. Лизуновой, ларец, кубики с картинками и буквами, приглашение, шапочки цыплят, шапочка зайца, билеты, картинки с изображением разных эмоций, «волшебная» палочка, корзинки, яйца из бумаги с картинками, мяч, картинки с изображениями артистов цирка, игрушки (клоун, собачка, афиша, колокольчик, костюм клоуна, бумажная лошадка на палочке, ширма для зрительной гимнастики, плакат с буквой «Ц», мольберт, бумажные цветы.
Предварительная работа:
посещение цирка; занятие по обучению грамоте «Звук и буква «Ц»; просмотр мультфильмов про цирк; чтение стихов, рассказов о цирке; презентации на тему «Цирк»; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, песен о цирке; ознакомление с профессиями цирка; сюжетно-ролевая игра и рисование на тему «Цирк»; развивающие игры типа: «Найди отличие», «Собери картинку», «Кого не хватает?» и т. д., прослушивание музыкального произведения Д. Ковалевского «Клоуны».
1. Вводная часть.
Упражнение «Рад тебя видеть».
Логопед: Добрый день, ребята! Как у вас настроение? Посмотрите у меня в руке волшебная палочка, Мы будем передавать ее по кругу и говорить добрые слова: «Матвей, я рада тебя видеть…и т. д.» А теперь повернемся к гостям и скажем: «Дорогие гости, мы рады вас видеть!»
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, я приготовила для вас сюрприз, он лежит в этом чудесном ларце.
Под музыку ларец открывается. Логопед достает из него приглашение. Это приглашение. А от кого оно, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Когда он в клетке – не опасен,
Он-царь зверей и тем прекрасен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как рысь и тигр, похож на кошку.
Кто это?
Дети: Это лев.
Логопед: Правильно, а зовут его Бонифаций. Он прислал приглашение. А куда же он нас приглашает, мы сейчас узнаем. Я буду доставать из нашего ларца кубики. Они не простые, на них изображены картинки. Вы посмотрите на них, назовете их и определите первые звуки в словах. Если вы определите правильно звук, он превратиться в нужную букву. А из букв мы соберем слово и узнаем, куда отправимся сегодня.
Детям демонстрируются картинки.
На доске – картинки с изображением цветка, индюка, радуги, коровы.
Дети определяют название картинок и составляют слово из кубиков.
Логопед: Куда же нас приглашает Бонифаций?
Дети: В цирк.
Логопед: Почитаем, что он пишет.
Ребенок: Дорогие ребята, я приглашаю вас на цирковое представление в честь принцессы цирка. У нее сегодня День Рождения!
Логопед: Ребята, а вы были когда – ни будь в цирке? Хотите туда отправиться?
Произнесите слово «Цирк». Какой звук слышится первым?
Дети: Звук «Ц».
Логопед: Так как слово «цирк» начинается со звука «ц», сегодня мы будем говорить о звуке и букве «Ц». Давайте вспомним, как произносится звук «Ц». Произнесем и почувствуем.
Дети вспоминают, что между зубами узкая щель, кончик языка «как бы стучит» по нижним зубам. Происходит взрыв и свист одновременно.
Логопед: Расскажите о звуке «Ц». Он какой?
Дети: Звук «Ц» согласный, глухой, непарный, всегда твердый.
Звучит музыка.
Логопед: Молодцы, теперь произнесем волшебные слова: «Глазки закрываем, до пяти считаем: раз, два, три, четыре, пять – в цирк мы попадем опять». Ах, как тут красиво!
Выходят клоуны.
Клоун:
Сюда, сюда скорее!
Здесь будет цирк сейчас!
Начнётся представление
Веселое у нас!
Мой рот до ушей,
Смешу я малышей,
Мой нос нарисован.
Скажите, кто я?
Дети: Клоун.
Клоун Цыц: Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление начну я представление.
Логопед: Клоун Цыц очень любит цыкать. Давайте поцыкаем вместе с ним.
Дети: Ц-Ц-Ц.
Клоун: Я приглашаю вас на представление, в котором примут участие не только дрессированные животные, но и вы! Вы будите цирковыми артистами. Готовы? Тогда приобретайте билетики!
Поспеши купить билетик,
Потому что очень скоро,
Рано утром на рассвете,
Цирк уедет в новый город.
Покупайте в цирк билеты,
Вы такого не видали.
Только были просто дети –
Вмиг вы циркачами стали!
Логопед: Ребята, берите билет с изображением доброй эмоции и картинку, в названии которой есть звук «Ц». Найдите свое место согласно купленным билетам, чтобы ваша картинка совпала с изображением на стульчике.
Клоун раздает билеты.
Дети выполняют задание.
Логопед: Посмотрите, какая интересная афиша!
У клоуна купив билет,
Мы побываем в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапля пассажирка.
А вот смешные братцы-зайцы
Подбрасывают кверху яйца.
А вот наездник цирковой
Гарцует на ослице.
Ногами вверх, вниз головой.
Ничуть он не боится.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
Вот курица с цыпленком
На парочку танцуют.
И гусеница акробат
Качается на стуле…
Игра «Кого не хватает?».
Клоун: Вы закроете глаза и что-то на афише исчезнет. Потом вы откроете глаза и попробуете догадаться: «Кого не хватает?». Будьте внимательны, не подсматривайте.
Дети и клоун играют.
Раздается звонок на представление.
Клоун: Представление начинается. Садитесь поудобнее и приготовьте ваши руки. Вы, наверное, знаете, что цирковые артисты любят аплодисменты. Давайте потренируемся громко хлопать в ладоши.
Дети хлопают.
Клоун: Когда мы будем объявлять артистов, вы тоже громко хлопайте. Попробуем: Браво! Бис!
Дети хлопают сначала тихо, потом громко, еще громче.
Логопед: Первый номер нашей программы – выступление льва Бонифация. Он ходит по канату, значит он кто?
Дети: Канатоходец.
Голос Бонифация за кадром: «Здравствуйте, ребята! Наконец-то вы пришли. Как я рад вас видеть! Мне очень нужна ваша помощь. Я так хочу подняться наверх – под купол цирка, но на лестницах мне мешают какие-то слоги, прочитайте их и придумайте с ними слова. Мне очень хочется показать вам трюки на канате!
Игра «Поднимись по лесенке».
Логопед: Ребята, давайте, поможем Бонифацию. Чтобы ему подняться по ступенькам вверх, нужно придумать слова со слогами:
ца (царица, цапля, овца)
цо (цокот, кольцо, лицо)
цы (цыпленок, пальцы, улицы)
Игры «Канатоходцы».
Дети идут по атласным лентам, проговаривая чистоговорки:
Цы-цы-цы – к нам приехали борцы.
Цо-цо-цо – тигры прыгают в кольцо.
Ца-ца-ца – затанцует вдруг овца.
Цу-цу-цу – дрессируют курицу.
Цы-цы-цы – в цирке все мы молодцы!
Логопед: Молодцы, ребята! Вы настоящие канатоходцы. Присаживайтесь, отдохните. Ждем выхода следующего артиста. А со вторым номером нашей программы выступит. … Отгадайте, кто. Пушистый комок. От волка скок.
Дети: Заяц.
Логопед: Правильно, сейчас выступит заяц – жонглер.
Игра «Поймай мяч».
Логопед: Кто хочет быть зайцем?
Дети выбирают зайца.
Логопед: «Заяц» будет «бросать слова», а вы ловите только те, в названиях которых есть звук «Ц».
Слова: огурец, лист, замок, колодец…
Танец «Курицы с цыплятами».
Логопед: Вы когда-нибудь видели, как танцует курица с цыплятами? У нас вы увидите и даже превратитесь в цыплят. Раз, два, три, повернитесь, в цирковых цыпляток превратитесь!
Дети поворачиваются кругом.
Следующим номером нашей программы выступает курица со своими цыплятами.
Логопед танцует с детьми под музыку.
Игра «Пищалки».
Логопед: Молодцы! Цирковые цыплята еще умеют считать. Проверим? Я буду показывать картинку, а вы пропищите столько раз, сколько слогов в этом слове.
Дети выполняют задание.
Звенит звонок – антракт.
Пантомима «Изобрази циркача».
Клоун: А теперь самое время поиграть. Слушайте внимательно. Когда я скажу «дрессированные медведи», вы будете изображать медведей на арене цирка. Когда скажу «фокусники» - будете «глотать огонь» и выдувать его на факелы. Когда скажу «клоуны» - будете гримасничать.
Дети и клоун играют.
Раздается звонок, начинается второе отделение циркового представления.
Зрительная гимнастика «Цирковая лошадка».
Логопед: следующим номером нашей программы выступает цирковая кобылица! Встречаем ее звонким цоканьем!
Дети весело цокают.
Клоун Цыц передвигает лошадку на фоне ширмы.
Клоун: А на манеже - то лошадка цирковая,
Она веселая, красивая такая,
И трюки выполняет без опаски.
Вы приготовьте-ка, ребятки, ваши глазки. Вы за лошадкой пристально следите
И глазок от нее не отводите!
Дети, под музыку следя только глазами, не двигая головой, за передвижениями лошадки.
Клоун: А теперь крепко зажмурьте глазки, затем откройте и поморгайте.
Игра «Найди место».
Используется компьютерная логопедическая игра «Игры для тигры».
Логопед: Лошадка привезла для вас цирковой вагончик. В нем надо поместить картинки. В первом окошке будут картинки со звуком «Ц» в начале, во втором – в середине, в третьем - в конце слова.
Дети распределяют картинки по вагончикам.
Логопед: Молодцы! А сейчас последний номер нашей программы – принцесса цирка, фокусница Буква «Ц». Давайте поприветствуем ее громкими аплодисментами!
Дети аплодируют.
Буква Ц: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть!
Дети: Поздравляем тебя с днем рождения! Какая ты красивая! Настоящая принцесса цирка!
Буква Ц: Да, я Буква Ц. – циркачка, фокусница!
Дети: А можно мы в честь праздника возьмем у тебя интервью?
Буква Ц: Конечно.
Дети: Куда ты любишь ходить?
Буква Ц: Я люблю ходить в цирк на представление.
Дети: Какой подарок тебе хотелось бы получить надень рождения?
Буква Ц: Я очень люблю разноцветные цветы.
Дети: Кого ты пригласила на свой праздник?
Буква Ц: Пригласила своих друзей – цыплят и мою подружку – длинноногую цаплю.
Дети: Какой наряд ты наденешь на свое торжество?
Буква Ц: Я надену цилиндр. (Надевает.) Ну как? Я красавица?
Дети: Ты красивая! Но куда же ты пропала?
Логопед: Ребята, посмотрите, вместо нее появился циркуль. Ну и фокусница! Однако куда же она подевалась?
Буква Ц: Я здесь, люблю качаться на качелях под куполом цирка!
Логопед: Вот такая Буква Ц! Сейчас мы проверим, что вы запомнили из интервью.
В честь какого события Буква Ц позвала нас в гости? Где она будет отмечать свой день рождения? Что она хочет получить в подарок? Кого она еще пригласит на свой праздник?
Что она наденет? Что она любит делать?
Дети отвечают.
3. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, наше цирковое представление подошло к концу. Давайте поздравим Букву «Ц» с днем рождения! Вам понравилось представление?
Дети: Да.
Логопед: Если вам оно понравилось, подарите нашей Букве «Ц» цветы.
Дети украшают фотографию буквы "Ц" цветами.
Клоун Цыц: Пора нам расставаться, но будем вновь встречаться.
Куда уедет цирк? Когда погаснет свет? Начало в цирке есть, конца у цирка нет.
Логопед: Наше путешествие в цирк сегодня закончилось, но мы надеемся, что наша любовь к нему стала еще крепче. И вы будете возвращаться в цирк вновь и вновь.
Упражнение на релаксацию «Ковер – самолет».
Звучит спокойная музыка.
Логопед: Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает, все отдыхают…
Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки, озера…
Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляться в нашей комнате. (Пауза) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем.
А теперь подойдите все ко мне. Давайте возьмем, друг друга за руки, скажем: «До свидания!»
Спасибо, ребята! Мне было очень приятно побывать с вами в цирке.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
• Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. ,2007.
• Аким Я. Л. Буква за буквой. М. ,1987.
• Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М. ,1997.
• Бобылев Ф. И. веселая азбука. М. ,1999.
• Юдин Г. Н. Букваренок. М. ,1980.
• Яснов М. Д. Праздник букваря. Л. ,1987.