Получи документы

Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»

Наталья Русанова
Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Путешествие по святым местам курского края»

Тематическое поле святые места курского края (соборы,     храмы, монастыри).

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель: Знакомство со святыми местами курского края (храмами, соборами, монастырями) ; их убранством.

                 Задачи :

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по святым местам курского края“» размещена в разделах

1. Развивать интерес к историческому культурному прошлому родного края. Эмоционально эстетические чувства при восприятии слайдов, поисковую деятельность.

2. Учить осваивать новые способы аппликации — крупами

3. Закреплять умение украшать с помощью орнаментов и узоров предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

4. Формировать чувства причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

5. Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

6. Возрождать лучшие традиции семейного воспитания, ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами православных традиций.

Актуальность :

Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня, поскольку, как сказал Н. И. Пирогов, конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, которая, со времён основания Русской государственности, тесным образом связана с православием.

Это доказывает особую значимость разработки проекта. Его особенность заключается в знакомстве детей с соборами, храмами, монастырями курского края. Раскрывает их роль и значение для верующих в Бога людей, знакомит с их внутренним обустройством, с культурой поведения человека в храме и другими основами православной культуры.

Этапы реализации проекта.

I этап:

1. Анкетирование родителей по данной теме («Формирование основ православной культуры у детей»).

2. Подбор дидактического материала:

-литература: «Православные Святыни России» С. Бегиян, православные загадки, дидактические игры(«Хорошо-плохо», «Что относится к храму?», иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей курского края, атрибуты их внутреннего обустройства;

- художественно- продуктивная деятельность ( рисование и аппликации на тему: «Храм- дом Божий», открытки к православным праздникам, конструирование на тему «Ступеньки к храму»

- чтение художественной литературы (отрывки из произведения И. Шмелёва «Лето Господне», чтение Евангельских текстов из Детской библии,

- беседы о смысловом содержании обычаев, обрядов, традиций праздников и подготовке к ним, православной церковной  символике,

- слушание классической музыки (П. Чайковский «Утренняя молитва», «Святки», колокольных перезвонов (в записи,

- разучивание песен, стихотворений, календарно- обрядовых игр к праздникам.

3. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

4. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

        II этап:

1. Размещение фото выставки в группе и иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей курского края;

2. заочное путешествие по святым местам курского края;

                                                          III этап:

             Экскурсия в Свято-Троицкий храм города Щигры.

                                        Ожидаемый результат.

В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам курского края», основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей,

- приобщение их к ценностям православной культуры посредством знакомства со святыми местами курского края.

Формы работы с детьми:

1. Дидактические игры: «Хорошо- плохо», «Что относится к храму»,

2. Календарно-обрядовые игры («Лавочка», «Лапти», «Дедушка Мазай», «Заря, заряница»,

3. разучивание песен, стихов к праздникам,

4. устное народное творчество (пословицы, поговорки, приметы,

5. Чтение Евангельских текстов,

6. Беседы о смысловом содержании : обычаев, обрядов, традиций.

7. Художественно-продуктивная деятельность (конструирование «Ступеньки к храму», аппликации, рисование храмов)

                                         

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей»,

2. Консультации на тему «Личность формируется в семье».

3. Участие в организации тематических выставок в группе.

4. Подбор иллюстраций и фотографий с изображением храмов.

Мероприятия

Формы работы с детьми :

Создание игровой мотивации, беседа, дидактическая игра, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, познавательная деятельность (конструирование,  оформление фотоальбома «По святым местам курского края»(иллюстрации, фотографии, рисунки).

Формы работы с родителями :

Анкетирование (по теме), родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей» .

Методы и приё мы работы:

Наглядный : (использование игрушки – голубя, иллюстративного материала с изображением храмов, соборов и монастырей курского края, дидактического материала к играм) ;

Словесный : беседа с детьми ;

Практический : создание фотоальбома, рисование и аппликации детей, конструирование.

Прогнозируемый результат

В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам курского края», основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

- приобщение их к ценностям православной культуры, посредством знакомства со святыми местами курского края.

Презентация

Изготовление альбома «По святым местам курского края».

Приложение.

 

Формы работы с детьми :

1. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Что относится к собору?»,

2. Подвижная игра : «Помоги бабушке (дедушке,

3. Календарно-обрядовые народные  игры («Лапти», «Лавочка»,  «Дедушка Мазай», «Заря-зареница»,

4. Песни, стихотворения, загадки к православным праздникам.

5. Устное народное творчество: пословицы, поговорки, приметы.

6. Чтения Евангельских текстов («Библия в пересказах для детей»,

7. Чтение отрывков из произведения  художественной литературы

И. Шмелёва «Лето Господне»,

8. Беседы о смысловом содержании: обычаев, обрядов,традиций  православных праздников, старославянской церковной символике,

9.  Художественно - продуктивная деятельность: рисование и аппликации на тему «Храм-дом Божий», открытки к праздникам;

Конструирование из строительного материала на тему «Ступеньки к Храму».

10. Участие в организации  тематических выставок поделок, выполненных  совместно с родителями, оформлении фотоальбома «Святые места курского края».

 

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование (по теме,

2. Родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»,

3.  Консультации на тему : «Семейные традиции», «Личность формируется в семье».

4. Участие в организации и проведении православных праздников, тематических выставок.

Этапы реализации проекта

Итоговое занятие «Путешествие по святым местам курского края»

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Под звон колоколов дети входят в зал, полукругом садятся на стульчики.

Педагог.

Почтовый голубь прилетел к нам с письмом: «Здравствуйте! Всю свою жизнь я странствую по белу свету, а у вас я ни разу не был. Я бы хотел узнать о святых местах курского края. Мне нужна ваша помощь. Вечный путешественник

Педагог : Ребята, а что такое святые места?

Дети! Как можно помочь автору письма?

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи .

Педагог :

Что  мы можем сделать, что бы автор письма увидел и запомнил наши храмы?

Дети :

Можно сделать фотографии, рисунки, аппликации и оформить альбом «По святым местам курского края». Альбом послать с почтовым голубем нашему новому другу.

     3. Поэтапное решение проблемы.

П. А чтобы рассказать Вечному путешественнику о святых местах Курской земли, мы сами должны о них знать. А значит мы отправляемся в увлекательное путешествие. Прежде чем начать путь, послушаем стихотворение, которое прочитает Диана Ш. «Курский храм».

С какого места начнем наше путешествие, как вы думаете? (ответы детей). Правильно, с нашего родного города. А в нашем городе есть храм? (Да). Как он называется? (ответы детей). Почему он так называется? (в честь Святой Троицы). Вы знаете с какого места стал расти и строиться наш город (ответы детей). Хотите узнать? (Да). Тогда слушайте внимательно. Начинаю рассказ.

П. На месте нашего города, было село Троицкое. А называлось оно так, потому, что в центре этого села был деревянный храм Живоначальной Троицы. Вот так выглядело село и деревянный однокупольный храм. (Слайд №1).

Село росло, развивалось, и затем его переименовали в город Щигры. Город так назвали потому, что рядом протекает река Щигор. Затем, в городе был построен каменный однокульный храм, а пять колоколов были установлены на столбах. (Слайд №2).

Позднее храм был перестроен. У него теперь было пять куполов. (Слайд №3).

После Октябрьской революции для храма наступили трудные времена. Троицкий храм был закрыт. В здании храма находился склад, в котором хранилось зерно. Потом с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Бывшее здание было передано под дом культуры и отдыха. А вот во время ВОВ колокольню разбомбили немецкие самолеты. И пока в нашем городе были немцы, в здании храма находились конюшня и пекарня. После войны Свято-Троицкий был восстановлен, богослужения восстановились. Посмотрите вот так выглядел наш храм после войны, он был однокупольным. (Слайд №4).

И совсем недавно, в наше время, были восстановлены все пять куполов храма. Давайте с вами посмотрим видео сюжет поднятия золотых куполов и крестов на наш Свято-Троицкий храм. Вот так выглядит наш храм сегодня. (Слайд №5).

Мы с вами ходили на экскурсию в храм и видели, не только внешний вид, но и внутреннее убранство храма. В праздничные дни в храме всегда звучит колокольный звон. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру с колокольчиками. Правила игры: на стол ставятся 2 — 3 колокольчика и под музыку дети обегают вокруг стола, как только музыка заканчивается, нужно успеть схватить колокольчики и позвонить в них.

Но наше путешествие продолжается в городе Курске. Мы с вами видим сейчас главный собор Курска, он называется Знаменский собор (Слайд №6, а вы знаете почему он так называется? (в честь чудотворной иконы знамения. Сейчас Настя Р. прочитает стихотворение «Знаменский собор»).

Кто узнал еще одно святое место нашего края? (Слайд №7, ответы детей, Коренная пустынь). Почему ее так называют, знаете? (ответы детей). А сейчас послушаем стихотворение «Коренная пустынь», читает Леша С. Да, ребята, Коренную пустынь еще называют курской святыней. В нашем курском крае много святых мест, о некоторых мы узнали сегодня, раньше много читали, рассматривали фотографии, картины. Вы вырастите, узнаете много интересного и нового о святых местах родного края.

А теперь поиграем в игру «Что относится к храму?». У меня на столах лежит много картинок, и вам надо отобрать те предметы и прикрепить к доске, которые мы встречаем в храме.

Но давайте не будем забывать о просьбе вечного путешественника. Я предлагаю вам подойти к столам. (дети садятся за столы). Посмотрите внимательно на свои столы и скажите, что мы сейчас будем делать, как вы думаете? (украшать храмы). Да, мы сделаем красивые картины в подарок путешественнику. А как мы это будем делать, расскажите? (ответы детей). Правильно, крупами будем украшать. Мы с вами уже знакомы с таким видом аппликации и давайте вспомним технику выполнения. (рассказывают дети). Все правильно, только надо определиться с цветом. Какой цвет возьмем для украшения куполов и крестов, а какой для стен? Дети выполняют, а педагог контролирует и помогает. (музыкальный фон). Для образца и сравнения педагог показывает несколько работ детей. С теми детьми, которые не закончили работу, мы обязательно закончим в другой раз их работы. Все поделки должны высохнуть, а затем оформим альбом и отправим автору письма.

На этом, дорогие мои дети и гости, мы заканчиваем. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни звучал колокольный звон «Благовест», который приносит только хорошие новости. (звучит «Благовест)

Публикации по теме:

«Путешествие по святым местам». Фотоочерк о летнем отпуске«Путешествие по святым местам». Фотоочерк о летнем отпуске Путешествие по святым местам. Здравствуйте уважаемые коллеги. Летом во время моего отпуска, я, со своими внучками поехала в пос. Горный.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Грибочки по местам» Программное содержание: Учить детей умению сравнивать и различать цвета однородных предметов по принципу «такой – не такой» Побуждать детей.

Конспект НОД для детей старшей группы «Грибы Курского края» Конспект НОД для детей старшей группы «Грибы Курского края». Составила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия «История родного края» Цель: Расширять представления детей о родном крае, городе, вызывать интерес к истории своего края. Патриотическое воспитание. Знакомить.

Конспект занятия культурно-познавательного типа «Путешествие по реке времени донского края» Цель: создать условия для развития познавательного интереса через приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и быту донского.

Конспект занятия «Путешествие в природу родного края» «Путешествие в природу родного края» Цель: Познакомить детей с заповедником имени П. Смидовича, его назначением, показать основные его ценности.

Сценарий праздника к Дню Победы «Путешествие про памятным местам былой славы»Сценарий праздника к Дню Победы «Путешествие про памятным местам былой славы» Звучат ФАНФАРЫ. Под песню "День Победы" дети входят в зал. 1. Вед. Нам за всеми памятными датами Видится главнейшая одна - День, когда.

Сценарий летнего тематического праздника «Здравствуй, цирк!», ко Дню защиты детей и годовщине Курского государственного циркаСценарий летнего тематического праздника «Здравствуй, цирк!», ко Дню защиты детей и годовщине Курского государственного цирка 1 июня - День защиты детей «Здравствуй, цирк» Площадка украшена шарами, лентами, ветерками и т. д. Стулья стоят полукругом. Каждая группа.

Конспект занятия «Путешествие по карте Краснодарского края» Тема: «Путешествие по карте Краснодарского края». Цель. Развитие умения воспитанников ориентироваться по карте. Программные задачи: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»
Опубликовано: 28 января 2017 в 23:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Русанова (УИ 941323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД