Наталья Русанова
Конспект занятия «Путешествие по святым местам курского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Путешествие по святым местам курского края»
Тематическое поле : святые места курского края (соборы, храмы, монастыри).
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель: Знакомство со святыми местами курского края (храмами, соборами, монастырями) ; их убранством.
Задачи :
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по святым местам курского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курская область, курск
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
1. Развивать интерес к историческому культурному прошлому родного края. Эмоционально эстетические чувства при восприятии слайдов, поисковую деятельность.
2. Учить осваивать новые способы аппликации — крупами
3. Закреплять умение украшать с помощью орнаментов и узоров предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
4. Формировать чувства причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
5. Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.
6. Возрождать лучшие традиции семейного воспитания, ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами православных традиций.
Актуальность :
Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня, поскольку, как сказал Н. И. Пирогов, конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, которая, со времён основания Русской государственности, тесным образом связана с православием.
Это доказывает особую значимость разработки проекта. Его особенность заключается в знакомстве детей с соборами, храмами, монастырями курского края. Раскрывает их роль и значение для верующих в Бога людей, знакомит с их внутренним обустройством, с культурой поведения человека в храме и другими основами православной культуры.
Этапы реализации проекта.
I этап:
1. Анкетирование родителей по данной теме («Формирование основ православной культуры у детей»).
2. Подбор дидактического материала:
-литература: «Православные Святыни России» С. Бегиян, православные загадки, дидактические игры(«Хорошо-плохо», «Что относится к храму?», иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей курского края, атрибуты их внутреннего обустройства;
- художественно- продуктивная деятельность ( рисование и аппликации на тему: «Храм- дом Божий», открытки к православным праздникам, конструирование на тему «Ступеньки к храму»
- чтение художественной литературы (отрывки из произведения И. Шмелёва «Лето Господне», чтение Евангельских текстов из Детской библии,
- беседы о смысловом содержании обычаев, обрядов, традиций праздников и подготовке к ним, православной церковной символике,
- слушание классической музыки (П. Чайковский «Утренняя молитва», «Святки», колокольных перезвонов (в записи,
- разучивание песен, стихотворений, календарно- обрядовых игр к праздникам.
3. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
4. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
II этап:
1. Размещение фото выставки в группе и иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей курского края;
2. заочное путешествие по святым местам курского края;
III этап:
Экскурсия в Свято-Троицкий храм города Щигры.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам курского края», основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей,
- приобщение их к ценностям православной культуры посредством знакомства со святыми местами курского края.
Формы работы с детьми:
1. Дидактические игры: «Хорошо- плохо», «Что относится к храму»,
2. Календарно-обрядовые игры («Лавочка», «Лапти», «Дедушка Мазай», «Заря, заряница»,
3. разучивание песен, стихов к праздникам,
4. устное народное творчество (пословицы, поговорки, приметы,
5. Чтение Евангельских текстов,
6. Беседы о смысловом содержании : обычаев, обрядов, традиций.
7. Художественно-продуктивная деятельность (конструирование «Ступеньки к храму», аппликации, рисование храмов)
Формы работы с родителями:
1. Родительское собрание на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей»,
2. Консультации на тему «Личность формируется в семье».
3. Участие в организации тематических выставок в группе.
4. Подбор иллюстраций и фотографий с изображением храмов.
Мероприятия
Формы работы с детьми :
Создание игровой мотивации, беседа, дидактическая игра, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, познавательная деятельность (конструирование, оформление фотоальбома «По святым местам курского края»(иллюстрации, фотографии, рисунки).
Формы работы с родителями :
Анкетирование (по теме), родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей» .
Методы и приё мы работы:
Наглядный : (использование игрушки – голубя, иллюстративного материала с изображением храмов, соборов и монастырей курского края, дидактического материала к играм) ;
Словесный : беседа с детьми ;
Практический : создание фотоальбома, рисование и аппликации детей, конструирование.
Прогнозируемый результат
В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам курского края», основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
- приобщение их к ценностям православной культуры, посредством знакомства со святыми местами курского края.
Презентация
Изготовление альбома «По святым местам курского края».
Приложение.
Формы работы с детьми :
1. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Что относится к собору?»,
2. Подвижная игра : «Помоги бабушке (дедушке,
3. Календарно-обрядовые народные игры («Лапти», «Лавочка», «Дедушка Мазай», «Заря-зареница»,
4. Песни, стихотворения, загадки к православным праздникам.
5. Устное народное творчество: пословицы, поговорки, приметы.
6. Чтения Евангельских текстов («Библия в пересказах для детей»,
7. Чтение отрывков из произведения художественной литературы
И. Шмелёва «Лето Господне»,
8. Беседы о смысловом содержании: обычаев, обрядов,традиций православных праздников, старославянской церковной символике,
9. Художественно - продуктивная деятельность: рисование и аппликации на тему «Храм-дом Божий», открытки к праздникам;
Конструирование из строительного материала на тему «Ступеньки к Храму».
10. Участие в организации тематических выставок поделок, выполненных совместно с родителями, оформлении фотоальбома «Святые места курского края».
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование (по теме,
2. Родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»,
3. Консультации на тему : «Семейные традиции», «Личность формируется в семье».
4. Участие в организации и проведении православных праздников, тематических выставок.
Этапы реализации проекта
Итоговое занятие «Путешествие по святым местам курского края»
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Под звон колоколов дети входят в зал, полукругом садятся на стульчики.
Педагог.
Почтовый голубь прилетел к нам с письмом: «Здравствуйте! Всю свою жизнь я странствую по белу свету, а у вас я ни разу не был. Я бы хотел узнать о святых местах курского края. Мне нужна ваша помощь. Вечный путешественник.»
Педагог : Ребята, а что такое святые места?
Дети! Как можно помочь автору письма?
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи .
Педагог :
Что мы можем сделать, что бы автор письма увидел и запомнил наши храмы?
Дети :
Можно сделать фотографии, рисунки, аппликации и оформить альбом «По святым местам курского края». Альбом послать с почтовым голубем нашему новому другу.
3. Поэтапное решение проблемы.
П. А чтобы рассказать Вечному путешественнику о святых местах Курской земли, мы сами должны о них знать. А значит мы отправляемся в увлекательное путешествие. Прежде чем начать путь, послушаем стихотворение, которое прочитает Диана Ш. «Курский храм».
С какого места начнем наше путешествие, как вы думаете? (ответы детей). Правильно, с нашего родного города. А в нашем городе есть храм? (Да). Как он называется? (ответы детей). Почему он так называется? (в честь Святой Троицы). Вы знаете с какого места стал расти и строиться наш город (ответы детей). Хотите узнать? (Да). Тогда слушайте внимательно. Начинаю рассказ.
П. На месте нашего города, было село Троицкое. А называлось оно так, потому, что в центре этого села был деревянный храм Живоначальной Троицы. Вот так выглядело село и деревянный однокупольный храм. (Слайд №1).
Село росло, развивалось, и затем его переименовали в город Щигры. Город так назвали потому, что рядом протекает река Щигор. Затем, в городе был построен каменный однокульный храм, а пять колоколов были установлены на столбах. (Слайд №2).
Позднее храм был перестроен. У него теперь было пять куполов. (Слайд №3).
После Октябрьской революции для храма наступили трудные времена. Троицкий храм был закрыт. В здании храма находился склад, в котором хранилось зерно. Потом с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Бывшее здание было передано под дом культуры и отдыха. А вот во время ВОВ колокольню разбомбили немецкие самолеты. И пока в нашем городе были немцы, в здании храма находились конюшня и пекарня. После войны Свято-Троицкий был восстановлен, богослужения восстановились. Посмотрите вот так выглядел наш храм после войны, он был однокупольным. (Слайд №4).
И совсем недавно, в наше время, были восстановлены все пять куполов храма. Давайте с вами посмотрим видео сюжет поднятия золотых куполов и крестов на наш Свято-Троицкий храм. Вот так выглядит наш храм сегодня. (Слайд №5).
Мы с вами ходили на экскурсию в храм и видели, не только внешний вид, но и внутреннее убранство храма. В праздничные дни в храме всегда звучит колокольный звон. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру с колокольчиками. Правила игры: на стол ставятся 2 — 3 колокольчика и под музыку дети обегают вокруг стола, как только музыка заканчивается, нужно успеть схватить колокольчики и позвонить в них.
Но наше путешествие продолжается в городе Курске. Мы с вами видим сейчас главный собор Курска, он называется Знаменский собор (Слайд №6, а вы знаете почему он так называется? (в честь чудотворной иконы знамения. Сейчас Настя Р. прочитает стихотворение «Знаменский собор»).
Кто узнал еще одно святое место нашего края? (Слайд №7, ответы детей, Коренная пустынь). Почему ее так называют, знаете? (ответы детей). А сейчас послушаем стихотворение «Коренная пустынь», читает Леша С. Да, ребята, Коренную пустынь еще называют курской святыней. В нашем курском крае много святых мест, о некоторых мы узнали сегодня, раньше много читали, рассматривали фотографии, картины. Вы вырастите, узнаете много интересного и нового о святых местах родного края.
А теперь поиграем в игру «Что относится к храму?». У меня на столах лежит много картинок, и вам надо отобрать те предметы и прикрепить к доске, которые мы встречаем в храме.
Но давайте не будем забывать о просьбе вечного путешественника. Я предлагаю вам подойти к столам. (дети садятся за столы). Посмотрите внимательно на свои столы и скажите, что мы сейчас будем делать, как вы думаете? (украшать храмы). Да, мы сделаем красивые картины в подарок путешественнику. А как мы это будем делать, расскажите? (ответы детей). Правильно, крупами будем украшать. Мы с вами уже знакомы с таким видом аппликации и давайте вспомним технику выполнения. (рассказывают дети). Все правильно, только надо определиться с цветом. Какой цвет возьмем для украшения куполов и крестов, а какой для стен? Дети выполняют, а педагог контролирует и помогает. (музыкальный фон). Для образца и сравнения педагог показывает несколько работ детей. С теми детьми, которые не закончили работу, мы обязательно закончим в другой раз их работы. Все поделки должны высохнуть, а затем оформим альбом и отправим автору письма.
На этом, дорогие мои дети и гости, мы заканчиваем. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни звучал колокольный звон «Благовест», который приносит только хорошие новости. (звучит «Благовест)