Евгения Заровнятных
Конспект занятия «Путешествие по пищеварительной системе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по пищеварительной системе».
Пояснительная записка
Актуальность: Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является детское экспериментирование. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим.
Задача педагога - сохранить, поддержать, развить склонность у детей к экспериментированию и желание самим проводить несложные опыты с самыми обычными предметами, которые окружают их в повседневной жизни.
Цель данной совместной деятельности: Развитие интереса к экспериментированию и формирование установок на здоровый образ жизни.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по пищеварительной системе“» размещена в разделах
Задачи педагога при проведении экспериментальной деятельности:
1. Продолжать формировать представления детей о здоровье человека через исследование его пищеварительной системы (каждый из органов выполняет свою функцию).
2. Учить, на основе простейших опытов, осуществлять умственные и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, умозаключение.
3. Вызвать у детей желание бережно относиться к своему организму, задуматься о необходимости быть здоровым.
4. Воспитывать такие социально-личностные качества как: самостоятельность, коммуникативность, элементарный самоконтроль своих действий.
5. Активизировать детский словарь: органы пищеварения, пищевод, желудок.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций «Организм человека»;
- чтение (В. И. Гарькавая «Человек», Г. Юдин «Главное чудо света»);
- знакомство с детской энциклопедической литературой;
- загадывание загадок;
- беседы о строении человеческого тела, его органов, о пользе здорового питания на уроках доктора Айболита и минутках здоровья.
- дидактические игры и упражнения «Полезные и вредные продукты», «Я найду слова везде…»,сюжетно-ролевая игра «Больница».
Оборудование: Таблица «Строение организма человека»; плакат с полезной едой; кусочки пирожка на зубочистках по количеству детей, стаканчики с водой, тарелочки, воздушные шары, салфетки, чипсы, пипетки, карточки с зеленым и красным цветом, аудиозапись спокойной и задорной музыки, слайды с полезными и вредными продуктами.
Ход совместной деятельности.
1. Игра: «Давайте поздороваемся» (пожелаем друг другу здоровья)
Звучит «Детская песенка» (или музыка)
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно!
Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
2. Беседа о правильном питании
Воспитатель: (одета в белый халат и чепчик)
Сегодня я приглашаю вас, ребята, в лабораторию правильного питания. Очень хочу, чтоб вы больше узнали о пищеварении. Для этого я приготовила вам интересные задания и опыты. Но сначала ответьте на вопрос.
Воспитатель:
"Если ты весел - ты здоров, если хмур - заболел"
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей) Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым? (ответы детей)
Еще необходимо правильное питание. А что это значит? (ответы детей).
(Это правильная и полезная пища).
Воспитатель:
А теперь мы с вами поиграем.
3. Игра называется "Красный, зеленый"
Я вам буду показывать слайды с изображением продуктов питания, а вы будете поднимать карточки с нужным цветом. (Зеленый- это польза, красный - лучше воздержаться и не есть.) обсуждение с детьми, почему подняли карточку с этим цветом.
4. Упражнение «Волшебный таз»
(Играет спокойная музыка)
- Представьте себе, что, на полу перед каждым из вас стоит таз… Он волшебный, потому что по нашему желанию сам наполняется чем угодно.
- Теперь в каждом тазике перед вами – мед. Вспоминаете, какой он золотистый, прозрачный, тягучий… Слегка качните таз, убедитесь, какой густой мед. А запах у него похож на запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете?
- Попробуйте взять немного воображаемого меда на свой пальчик – видите, как он стекает по пальцу, тяжелой струйкой? Попробуйте его на вкус. Покажите мимикой лица нравится ли вам мед.
- Что еще может быть в тазу? Можно чередовать самые разнообразные и неожиданные вещи (повидло, клей, каша, песок)
Воспитатель: Вы такие молодцы, знаете какие продукты вредные для здоровья а какие нет.
5 В лаборатории «правильного питания»
Воспитатель: Превращение в исследователей
Ребята, а теперь пройдемте в нашу лабораторию, где мы с вами проведем несколько исследований.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что спрятано под этим платочком.
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
-Пирожок?
- Пирожки эти непростые. Они расскажут нам об удивительных путешествиях, в которых они бывают.
- Хотите путешествовать с пирожком? Тогда в путь.
Узнайте, кто это:
Когда мы едим — они работают.
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить — они заболят. (Зубы)
- Зубы работают как жернова, хорошо перемалывают и пережёвывают пищу. Пробуем кусочек, обсудили вкус,
-что происходит во рту с пирожком?
-Почему он превратился в мягкий комочек? (заработали слюнные железы)
-теперь проглотите его. Как вы думаете, куда он дальше отправился?
-Он помчался по туннелю (показ по таблице)
Опыт:
Пища во рту
- Зубами мы пищу откусываем и пережевываем. Представьте, что салфетки — это пища, которую мы собрались съесть. Возьмите в руки салфетку, разорвите ее и разотрите в руках. Какой стала салфетка, изображающая пищу?
Вот такой измельченной и пережеванной пища изо рта попадает в пищевод.
Пища в пищеводе
- Чтобы представить себе пищевод, возьмите шарики. Теперь наполните шарик пищей-салфеткой. Легко продвигается пища-салфетка по шарику-пищеводу? Нет, нелегко. А все потому, что пища-салфетка сухая. Посмотрите, она застряла комком и не хочет продвигаться дальше.
Жидкая пища
- А теперь попробуем отправить в пищевод жидкую пищу. Воспользуемся пипетками для того, чтобы набрать воду и отправить ее внутрь шарика-пищевода. Потрогайте салфетку внутри шарика. Что с ней стало? Она стала мягкой. Теперь попробуйте продвинуть пищу по шарику-пищеводу вниз. Получилось? Легко получилось. А почему? Потому что салфетка размокла и стала мягкой.
Так и настоящая пища путешествует внутри нас. Что произойдет, если мы будем есть только сухую твердую пищу?
- Эта пища застрянет у нас в пищеводе. И, как вы думаете, что мы почувствуем тогда? Неприятные ощущения, тяжесть и даже боль. Это вредно для здоровья.
– Рядышком с желудком находится орган, который называется – печень.
воспитатель - Перед тем, как накормить все клеточки нашего организма, питательные вещества попадают в печень (Педагог показывает печень на схеме) Печень проводит строгий контроль, решает, куда и какие послать питательные вещества, для того, чтобы вы могли расти и развиваться. А если печень вдруг обнаружит вредные вещества, то она их разрушает, но теряя при этом собственные клетки. Поэтому, мы должны стараться питаться только полезными продуктами, чтобы не вредить своей печени, у нее итак очень много работы.
У нее есть свои ферменты.
Физкультминутка «Маленькие ферменты»
- Давайте немного с вами передохнём и превратимся ненадолго в маленьких ферментов. Выходите на ковёр и сделайте большой круг.
Мы – ферменты-малыши, (движутся по кругу поскоками)
Мы трудились от души.
Пищу дружно собирали, (наклоны)
Мы её перетирали, (круговые движения ладонями)
Мелко в крошки измельчали, (рубящие движения прямыми руками)
И в окошки подавали. (тянутся вверх ладонями)
То, что не переварили, (отрицательно машут пальцем)
Мы подальше проводили! (прыжки на месте)
Дети возвращаются на свои места.
воспитатель- Перенесемся снова в нашу секретную лабораторию и проведем еще один опыт. Представим,– это желудочный сок с растворенной в нем пищей. Губка – это шершавая стенка нашего желудка. Сейчас я нальем воду на губку.
- Что произошло с водой? (ответы детей)
- Правильно. Так и стенки желудка впитывают все полезные питательные вещества и затем они по крови разносятся ко всем органам нашего организма.
воспитатель- Путешествие пищи внутри нашего организма еще не окончено. Ферменты желудка не все могут переварить и тогда они проталкивают пищу дальше, в кишечник.
- И так наша кашица оказалась — в кишечнике. Этот длинный тоннель, свёрнутый как змея. Всё полезное кровь разнесёт по всему организму. (Педагог показывает на схеме кишечник). Возьмём веревку и растянем её.
- Вот такой длины наш кишечник.
-Как же он помещается внутри нас? (Ответы детей)
- Наш кишечник очень длинный – целых 7 метров! Он изогнутый, со множеством поворотов и с мягкими ворсистыми стенками внутри. Ворсинки постоянно двигаются, они, как насос, перекачивают питательные вещества.
Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит!
- Вот и закончилось путешествие нашего пирожка.
- Видите, как сложно устроено наше пищеварение. А для того, чтобы оно работало нормально, надо о нём заботиться. А теперь скажите мне, все ли равно, какую пищу мы едим? Какими должны быть продукты питания? (ответы детей)
- Правильно, продукты питания должны быть чистыми, свежими и полезными.
6. Практическая работа.
- Давайте вспомним, как ж всё начиналось? (Выкладывание на столе схемы)
- Куда первоначально попадёт пища? (рот)
- Какие помощники находятся во рту? (зубы, слюна, язык)
- Куда язык проталкивает кашицу? (пищевод)
- Как называется “мешочек”, в котором варится пища? (желудок)
- Где заканчивается путешествие нашего пирожка? (в кишечнике)
воспитатель-
-Ребята, что же у нас с вами получилось сегодня, что мы делали?
- А где нам эти знания пригодятся? Сможем ли мы поделиться и рассказать о вредных и полезных продуктах еще кому–нибудь? ( ответы детей: родителям, друзьям, знакомым).
7. Рефлексия: Воспитатель: Ребята, у меня есть красные кружочки,
Я вам предлагаю использовать кружочки так, если вам понравились наши эксперименты с продуктами я попрошу вас положить кружок в коробочку с улыбочкой, а если не очень понравилось то в другую коробочку (грустное лицо).
8. Заключительная часть в виде ответов на вопросы.
Ребята, что вам больше всего понравилось из нашей беседы сегодня?
- Что было самым интересным?
- Трудно вам было?
- Вы довольны своей работой?
- Что вы узнали нового?
- Что бы вы хотели ещё узнать?
- А кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали сегодня?
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!