Лариса Вшивцева
Роль традиций в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Роль традиций в развитии системы дошкольного образования.
В проекте национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить :
-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Публикация «Роль традиций в системе дошкольного образования» размещена в разделах
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности….
Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью теоретического подхода невозможна.
Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.
«Традиции, декоративно-прикладное искусство народов России, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников» - это тема моего самообразования. Цель: формирование у детей чувство гордости за нашу Родину, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу страну, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Патриотическое воспитание дошкольников можно решить через народное декоративно- прикладное искусство. А для детей – это еще прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный образ; воспитывает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.
Дошкольный возраст – это самое благодатное время для ознакомления подрастающего поколения с традициями нашей страны, а где традиции, там и художественные промыслы и устное народное творчество. Все это способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.
Изделия декоративно- прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Создание орнаментов доступно дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обусловливает необходимость более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, обучению их создавать узоры по мотивам украшения изделий быта и костюма.
Содержание узоров народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют, а перерабатывают в декоративные образы.
Существенным в узоре является цвет. С тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Предпочтение отдается красному цвету- символу радости, веселья, торжества и счастья.
Работу по знакомству детей с народным декоративно- прикладным искусством я начала с ознакомления художественных промыслов Вятского края и в первую очередь-знакомство с дымковской игрушкой. Работу по ознакомлению с дымковской игрушкой я начала с изучения элементов дымковского узора. Каждый элемент связан со значением. Например- звездчатые узоры в круге обозначают солнце, планеты; пересекающиеся полосы- сруб дома; волнистые линии- вода, река, точки- звезды.
Первые дымковские игрушки - это свистульки. Существовало поверье, что «свист» отпугивает зло, беду и привлекает удачу и богатство.
Конечно, трудно подобрать нужное количество изделий, украшенных народными узорами, поэтому наряду с подлинными узорами на занятиях использую таблицы, фотографии, зарисовки. Знакомство детей с народным искусством провожу по литературным источникам, музейным коллекциям, просмотра презентаций, иллюстраций.
Для лучшего запоминания и закрепления знаний использую беседу, где рассказываю о городе, селе, где делают предметы декоративно- прикладного искусства, его достопримечательностях, о талантливых народных мастерах. Мастера создают не только полезные, но и красивые вещи.
Для лучшего понимания детьми характера узоров непременно использую детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны, об особенностях природных условиях. Это ярко проявляется в песнях, стихах, сказках, прибаутках. Они прославляют добро и добрые дела. Эффективным средством ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством являются экскурсии, художественные салоны.
Умелое осуществление взаимосвязи разных видов работы по изобразительной деятельности- важное средство активизации художественного творчества детей. Овладение техникой изображения народных орнаментов расширяет кругозор детей, у них появляются возможности для наиболее разностороннего применения полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуальна, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственное содержание образования.