Папки-передвижки

Роль традиций в системе дошкольного образования

Лариса Вшивцева
Роль традиций в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Роль традиций в развитии системы дошкольного образования.

В проекте национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить :

-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Публикация «Роль традиций в системе дошкольного образования» размещена в разделах

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности….

Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью теоретического подхода невозможна.

Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.

«Традиции, декоративно-прикладное искусство народов России, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников» - это тема моего самообразования. Цель: формирование у детей чувство гордости за нашу Родину, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу страну, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.

Патриотическое воспитание дошкольников можно решить через народное декоративно- прикладное искусство. А для детей – это еще прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный образ; воспитывает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.

Дошкольный возраст – это самое благодатное время для ознакомления подрастающего поколения с традициями нашей страны, а где традиции, там и художественные промыслы и устное народное творчество. Все это способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изделия декоративно- прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Создание орнаментов доступно дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обусловливает необходимость более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, обучению их создавать узоры по мотивам украшения изделий быта и костюма.

Содержание узоров народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют, а перерабатывают в декоративные образы.

Существенным в узоре является цвет. С тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Предпочтение отдается красному цвету- символу радости, веселья, торжества и счастья.

Работу по знакомству детей с народным декоративно- прикладным искусством я начала с ознакомления художественных промыслов Вятского края и в первую очередь-знакомство с дымковской игрушкой. Работу по ознакомлению с дымковской игрушкой я начала с изучения элементов дымковского узора. Каждый элемент связан со значением. Например- звездчатые узоры в круге обозначают солнце, планеты; пересекающиеся полосы- сруб дома; волнистые линии- вода, река, точки- звезды.

Первые дымковские игрушки - это свистульки. Существовало поверье, что «свист» отпугивает зло, беду и привлекает удачу и богатство.

Конечно, трудно подобрать нужное количество изделий, украшенных народными узорами, поэтому наряду с подлинными узорами на занятиях использую таблицы, фотографии, зарисовки. Знакомство детей с народным искусством провожу по литературным источникам, музейным коллекциям, просмотра презентаций, иллюстраций.

Для лучшего запоминания и закрепления знаний использую беседу, где рассказываю о городе, селе, где делают предметы декоративно- прикладного искусства, его достопримечательностях, о талантливых народных мастерах. Мастера создают не только полезные, но и красивые вещи.

Для лучшего понимания детьми характера узоров непременно использую детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны, об особенностях природных условиях. Это ярко проявляется в песнях, стихах, сказках, прибаутках. Они прославляют добро и добрые дела. Эффективным средством ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством являются экскурсии, художественные салоны.

Умелое осуществление взаимосвязи разных видов работы по изобразительной деятельности- важное средство активизации художественного творчества детей. Овладение техникой изображения народных орнаментов расширяет кругозор детей, у них появляются возможности для наиболее разностороннего применения полученных знаний и умений в разных видах деятельности.

Проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуальна, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственное содержание образования.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является.

Семинар «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования» Уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному.

Игра в системе дошкольного образования ИГРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шелудько Марина Васильевна МБДОУ «Березка» с. Русская Халань Игра - это жизнь, особенно если мы.

Векторы образования: от традиций к инновациям Слово «Игра»-магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребенком окружающего пространства. Когда.

Инновации в системе образования Статья: «Инновация в системе образования» В настоящий период времени человечество вступило в новый информационный век. Это означает, что,.

Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования Н. В. Воронова учитель, педагог дополнительно образования Муниципальное.

Эссе «Психологическое пространство в системе современного образования» Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро. Императрица Александра.

Зарождение психологической службы в системе образования Зарождение психологической службы образования обусловлено взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль традиций в системе дошкольного образования
Опубликовано: 5 января 2018 в 19:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль традиций в системе дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Вшивцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД